Бывший замминистра юстиции Коми не смог отстоять в Конституционном суде право на пенсию за выслугу лет

Виктор Лебедев обратился в Конституционный суд региона с жалобой о проверке конституционности положения статьи 11 республиканского закона "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" от 4 мая 2008 года. Как указал бывший чиновник, норма закона предусматривает различия при определении права на пенсию госслужащего между лицами, замещавшими должности на день введения нормы в действие, и уволенными со службы до вступления закона в силу.

По мнению заявителя положения приведенной статьи не соответствуют Конституции Коми, поскольку противоречат принципу равенства всех перед законом и нарушают его право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Заявитель также полагал, что это препятствует включению в стаж госслужбы для назначения ему пенсии за выслугу лет периода работы в должности заместителя начальника и главного инженера в Производственно-техническом управлении связи Коми АССР с 1972 по 1987 годы.

Как установил суд, Виктор Лебедев был уволен в мае 1998 года с должности заместителя министра юстиции Республики Коми в связи с выходом на пенсию по старости и достижением предельного для этой должности возраста. В сентябре 2014 года он обратился в Управление государственной гражданской службы региона с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Заявителю было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы на госслужбе в 12,5 лет - фактически засчитали только 6 лет и 11 месяцев в должности замминистра. Его работа в Производственно-техническом управлении связи Коми АССР в стаж госслужбы не попала.

Позднее Сыктывкарский городской суд также отказал Виктору Лебедеву в удовлетворении иска о включении этого периода в стаж госслужбы, а Верховный суд оставил решение в силе.

Изучив дело, судьи Конституционного суда республики пришли к выводу, что законодателем, связавшим наличие права на пенсию за выслугу лет с законом, действовавшим на дату увольнения с гражданской службы, полностью соблюдены принципы правовой справедливости и поддержания доверия граждан к закону. Право, приобретенное на основе законодательства, действующего на момент увольнения с госслужбы, признано в полном объеме и подлежит реализации.

- Приведенная норма не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенного ими на основе ранее действовавшего законодательства, - говорится в постановлении суда. - Отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет не означает, что он лишен государственного пенсионного обеспечения и что тем самым нарушаются его конституционные права, предусмотренные статьей 40 Конституции Республики Коми. Его пенсионное обеспечение гарантировано федеральным законом "О страховых пенсиях" и осуществляется в общем порядке.

Суд также отметил, что заявитель фактически поставил о расширении сферы действия закона, притом, что это является исключительной прерогативой законодателя, а не Конституционного суда региона. Вопрос же о зачете в стаж госслужбы конкретных периодов требует исследования фактических обстоятельств, что также не относится к компетенции суда.

Оспариваемая заявителем норма признана соответствующей Конституции Коми. Решение Конституционного суда республики является окончательным и обжалованию не подлежит.

По материалам ИА "Север-Медиа"

24 апреля 2015

Право