Капремонт или хапремонт?

Куда пойдут деньги, собираемые с населения за будущие услуги

Фото автора

То, что закон о капитальном ремонте имеет массу очевидных "прорех", уже общепризнанно. Главная причина, на наш взгляд, в том, что сам объект ремонта - общедомовое имущество и все, что связано с ним, - находится в зыбком правовом поле.

Закон - что дышло?

Народу с 2004 года - даты ввода в действие Жилищного кодекса - вдалбливают про нашу обязанность содержать общее имущество дома, и в том числе тепловые и электросети, внутридомовые сети водоснабжения и канализации. При этом в федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" говорится, что инфраструктура жилищного фонда не подлежит приватизации и остается в муниципальной собственности, так как содержит аварийно-опасные объекты. Что справедливо.

Еще коллизия. Статья 36 ЖК РФ гласит: собственник имеет право на владение долей общего имущества. Но статья 131 ГК РФ определяет, что собственность только тогда становится собственностью, когда ее владение закреплено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Кто может похвастаться, что юридически владеет причитающейся ему долей общедомовой собственности? И в то же время все мы платим за ее содержание!

Проблемы с памятью

Словом, в очередной раз "капитально" озаботившись состоянием жилого фонда в стране, государство расписалось не только в своей беспомощности, ни еще и в забывчивости. Ведь ранее принятый закон "О приватизации" отнюдь не снимал и не снимает с его плеч обязанности проведения капитального ремонта.

Отдельно стоит сказать о программе капитального ремонта в Коми. Здесь тоже одни нестыковки. Огромные сомнения вызывает ее техническая сторона. У меня, строителя с сорокалетним стажем, создается впечатление, что проработкой вопроса занимались все, кто угодно, только не специалисты в области промышленно-гражданского строительства. Собственникам представлен обобщенный перечень работ по капремонту, в который включены внутридомовые инженерные сети (электроснабжение, отопление, газоснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение), фундамент, крыша многоквартирного дома (МКД), фасады (наружные стены), подвальные помещения. Но какие конкретно и в каком объёме работы будут проводиться - неизвестно. Комиссий для определения объёмов, особенно в тех МКД, на которые отсутствует техдокументация (а таких в Коми много, если не сказать - большинство), не проводилось. Не зная объёмов, невозможно определить стоимость работ. Пресловутые "гайзеровские" два рубля с копейками - всего лишь предвыборный политический ход, не обоснованный никакими расчетами.

Гладко было на бумаге…

Но самое главное - не приняты во внимание те самые, писанные кровью, строительные законы под названием СНиП. Если быть конкретным, это ВСН 58-88р, который никто не отменял и в котором определены конкретные сроки эксплуатации жилого здания до капитального ремонта, а также приведен конкретный перечень работ по капремонту жилого помещения (приложение 2 и 3). Кроме этого, существует СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" и СП 23-101-2004 "Проектирование тепловой защиты зданий", которые, по сути, направлены на выполнение требований федерального закона "Об энергосбережении".

Больше того, чтобы выполнить все требования ВСН 58-88р, необходимо жильцам МКД предоставлять другое жилье, а это региональной программой вообще не предусмотрено!

Стоит напомнить, что предельно допустимый срок службы строительных материалов - будь то кирпич, изделия из железобетона, керамзитобетона, газобетона, дерева, металла (трубы, арматура, швеллер и т.д.) - никакими нормативно-правовыми актами продлить невозможно. У каждого из них имеется свой предельно допустимый срок безопасной эксплуатации, а жилье, как сказано в ЖК РФ, должно отвечать мерам безопасной эксплуатации.

Планов - громадье!

Теперь о цифрах. По состоянию на 30 декабря 2013 года в Республике Коми насчитывалась 21,5 тысяча жилых домов, из которых 46% построены в период с 1946-го по 1970 годы, 36% - в период с 1971-го по 1995-й, 18% построены после 1995 года. В численном выражении это составляет 9 890 домов, 7 740 домов и 3 870 домов соответственно.

Эти данные, если сопоставить их с нормативным сроком эксплуатации жилых зданий, который по максимуму составляет 25 лет, приводят нас к той же цифре: капитально отремонтировать за период с 2014-го по 2043 год в РК необходимо 21,5 тысячу жилых домов. Планов - громадье! Между тем, в паспорте региональной программы в графе "Ожидаемые результаты" почему-то указано иное количество домов, в которых должен быть проведен капремонт: "не менее 10 тысяч", то есть 46,5%. А кто будет ремонтировать остальные и за чей счет?

Что касается моего родного города Ухта, программой предусматривается отремонтировать 1 146 домов постройки 1947-2003 годов. Большинство из них эксплуатируется без капремонта со значительным превышением нормативов. К примеру, МКД № 12 по проезду Дружбы эксплуатируется без капремонта 38 лет.

Мина замедленного действия

А сейчас арифметика: чтобы капитально привести в порядок все дома в Ухте за период 2015-2040 годов, необходимо ежегодно ремонтировать 40,9 дома. Спрашивается: куда переселять их жителей?

Не менее сложный вопрос: какими силами планируется проводить такой объем работ? Строительная отрасль давно развалена. Сегодня найти толковых рабочих даже для проведения текущего ремонта проблематично. Где брать деньги на проведение этих работ и материальные ресурсы?

А как быть с собственниками жилья преклонного возраста, у которых нет наследников и которые не смогут дождаться не то что окончания ремонта, а его начала?

Решать проблему капитального ремонта надо как можно оперативнее и эффективнее. Но только совсем не теми методами, которые предлагаются властью и авторами закона - не сбрасывая ответственность за капитальный ремонт жилья с государства и не создавая новых коррупционных кормушек для чиновников.

г. Ухта

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

18 июня 2015

Общество