В Коми по-разному смотрят на преподавание основ иудаизма и ислама в школах

Председатель Духовного управления мусульман Коми, муфтий Валиахмат хазрат Гаязов и председатель еврейской национально-культурной автономии республики Леонид Зильберг высказали сомнения в качестве преподавания основ ислама и иудаизма в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) в средних школах региона. В министерстве образования Коми, однако, уверены в достаточном уровне подготовки учителей, которые будут вести соответствующие модули ОРКСЭ.

Напомним, курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей: основы мировых религиозных культур, основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудаизма и основы буддизма. В 2015-2016 учебном году основы исламской культуры будет изучать 14 учеников (в предыдущем учебном году — всего один), еще двое — основы иудаизма.

"Думаю, самосознание мусульман растет, - прокомментировал "Комиинформу" ситуацию муфтий Коми. - Раньше люди с опаской относились к изучению религий, атеизм был... Но сегодня постепенно приходят к религии. Много пороков в обществе: алкоголизм, наркомания, - а религия дает духовно-нравственное воспитание, формирует человека".

При этом Валиахмат хазрат Гаязов не считает, что рост числа детей, желающих изучать основы ислама, связан с динамикой миграционных потоков. "Сколько к нам в республику приезжает, столько и уезжает. Законы усложнены, поток мигрантов снизился", - уточнил он.

Однако глава мусульман региона опасается, что обычные школьные учителя не смогут на должном уровне преподавать модуль по исламской культуре. "Надо знать практику ислама. Само по себе исламское образование является воспитанием, на личном примере следует рассказать, что такое ислам. Если же будут преподавать люди других конфессий, то у них получится что-то другое... Бывают случаи, когда некомпетентно преподают, ведь нет религиозной практики. В исламе и исламской культуре все взаимосвязано, и эту связь упустить можно. У нас есть учебно-методический комплекс, который позволяет усвоить необходимый материал разумно. А в школах раньше преподавали научный атеизм, в рамках которого можно, конечно, узнать о других религиях. Но если преподаватель определенным образом относится к какой-либо религии, это сказывается на преподавании", - отметил муфтий.

Глава Еврейской НКА также выразил опасения, но даже и в отношении общего модуля по мировых религиям. "Я давно об этом говорил и с министерством образования, и с КРИРО. Дело не в том, что два человека выбрали основы иудаизма сейчас, даже большой цикл по основам мировых религий включает как часть представление иудаизма — а как это сделать правильно? Почему не обращались к нам? У нас есть уникальная библиотека, мы можем привезти выдающихся специалистов и провести обучающий семинар для педагогов. Но есть полное ощущение, что это никому не нужно. Кроме православия, ничего не интересует. Но в связи с тем, что нашлись те, кто выбрал изучение иудаизма, я возобновлю свои попытки выйти на контакт с минобразом и КРИРО", - заявил Л.Зильберг.

По его словам, на сегодня в школах Коми нет ни одного учебника по основам иудаизма в рамках курса ОРКСЭ. "У меня он есть. Интересно, как же учителя будут преподавать без учебника?" - недоумевал руководитель ЕНКА.

Сама автономия имеет воскресную школу, а летом, по словам собеседника, будет работать театральная студия, в которую приедет из Москвы режиссер, ставящий спектакли на еврейскую тематику.

Однако начальник отдела общего образования минобраза Коми Ольга Мазанова уверена, что нет никакой проблемы с преподаванием основ иудаизма или ислама в школах. "Наши педагоги, которые ведут курс ОРКСЭ, проходят подготовку и могут преподавать все шесть модулей. Если где-то выбрали иудаизм или ислам, то за летний период педагоги школ должны быть готовы к их преподаванию", - подчеркнула она.

Фото с сайта polit.ru

По материалам ИА "Комиинформ"

19 июня 2015

Общество