В Национальной галерее Коми остановился "Эшелон"

В День памяти и скорби в Национальной галерее Республики Коми состоялось открытие выставки главного художника Академического театра драмы имени Виктора Савина Эриха Вильсона "Эшелон". На экспозиции представлены фотографии из одноименного спектакля, фрагменты декораций, костюмы и реквизит, созданные для сценографического оформления постановки, ставшей одной из самых ярких премьер юбилейного - 85-го - театрального сезона. Автор выставки посвятил ее памяти всех работников театра, ушедших на войну и не вернувшихся с полей сражений.

Фото Кирилла Затрутина

Открытие необычной и уникальной, как отметила директор Национальной галереи РК Ольга Талянина, выставки, превратившей один из залов почти в сценическое пространство, состоялось перед входом в здание, где собрались непосредственные участники спектакля "Эшелон" - актеры, автор музыки к постановке и сотрудники драмтеатра. Поздравляя Эриха Вильсона с открытием экспозиции, они больше говорили о самом спектакле, который вряд ли бы состоялся, если бы сценографическая часть - очень многое в этой масштабной постановке зависит именно от нее - была решена в ином ключе.

Директор театра драмы Михаил Матвеев отметил, что "Эшелон", поставленный режиссером Юрием Поповым к 70-летнему юбилею со дня Победы в Великой Отечественной войне, стал самой удачной премьерой в сезоне.

- То, о чем написал Михаил Рощин, - этот эпос периода войны, в котором человеческая жизнь - с любовью, трудными взаимоотношениями, расставаниями, смертью - была помещена в очень сжатые рамки, - показать на сцене было невероятно сложно. Но "Эшелон" стал одной из редких постановок, где все сложилось органично: и режиссура, и актерская игра, и работа художника, композиторов, балетмейстера, - считает Михаил Матвеев.

Композитор Михаил Герцман, создавший музыкальное оформление спектакля, признался, что участие в "Эшелоне", выход которого был приурочен к такой значительной дате, было для него огромной честью. Тем более что последний раз в постановке драмтеатра он был занят 25 лет назад.

Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Лариса Иванова напомнила историю создания пьесы, в основу которой положены воспоминания Михаила Рощина - мальчиком драматург сам спасался от войны в одном из вагонов похожего эшелона.

- Пьесу много ставили по всей стране, потому что автору удалось виртуозно передать ту боль и то отчаяние, с которыми пришлось столкнуться нашему народу. Постановка стала безусловной удачей театра, потому что все, кто был на сцене, настолько оказались поглощены материалом, что не возникало вопросов "кто это?", "а это кто?" - появились живые люди, не актеры, - поделилась своим впечатлением от "Эшелона" режиссер театра "Фантастическая реальность".

Заслуженная артистка России, исполнительница одной из главных ролей в спектакле Галина Микова предложила наконец обратить внимание собравшихся на виновника события - автора выставки Эриха Вильсона - и, помимо "Эшелона", назвала еще несколько спектаклей - "Всего ничего (Малые деньги)" и "Игра теней", - во многом состоявшихся благодаря талантливому сценографическому решению.

Сам Эрих Вильсон, прежде чем представить экспозицию, рассказал о том, как он понял, что в работе над созданием спектакля - в том числе и над оформлением - театр все делает верно.

- Одну из детских ролей - мальчика Йоси - исполняет девочка Ариша, внучка актера театра, заслуженного артиста России, ветерана войны Максима Данилова. Как только она вошла в спектакль, нам чуть-чуть стало легче, потому что мы почувствовали, что он смотрит на нас с небес и руководит. Тогда мы поняли, что идем правильным путем.

Экспозиция "Эшелон" расположилась в небольшом зале на первом этаже Национальной галереи. Вероятно, для того, чтобы максимально точно передать атмосферу не только спектакля, но и реального состава поезда, который стал домом для героев пьесы, окна в помещении завесили и притушили освещение. Центральным элементом выставки стала часть вагона, переломленного в последней по действию бомбежке пополам. В создании этой декорации Эрих Вильсон - и драмтеатр вообще - впервые использовал дюралюминиевые конструкции. Этот материал позволил воплотить авторскую идею художника, который вопреки сложившейся сценографической традиции "Эшелона" решил наполнить пространство сцены воздухом и сделать вагон легким, мобильным и гибким: зрители, видевшие спектакль, наверняка помнят, как состав поднимается вверх, когда героини покидают свое пристанище - переносясь в воспоминания о времени без войны или просто выходя на остановках.

Кроме вагона, на выставке представлен завешенный платками и одеялом тамбур, в котором погибает Саввишна, и рукомойник, прикрепленный на имитирующие уборную панели. По углам расставлены чемоданы и сундуки, вдоль одной из стен на песке проложены рельсы, по которым движется эшелон. Пространство экспозиции населено манекенами в костюмах героев спектакля, специально сшитых, состаренных и "запачканных" согласно обстоятельствам, в которых оказались люди, внезапно снятые с места и уже на протяжение нескольких недель едущие в поезде. Сотни фотографий, прикрепленных на прищепки, и видеоряд из спектакля, спроецированный на одну из стен, демонстрируют посетителям галереи, как, ставшие музейными, экспонаты оживают на сцене.

Выставка открыта с 22 июня по 19 июля.

По материалам ИА "Север-Медиа"

22 июня 2015

Культура