"И сейчас я далеко очень…"

Памяти Игоря Вавилова

Игорь Вавилов ушёл в 45. Это случилось 8 июня 2011 года, за 2,5 недели до его дня рождения. И вот уже прошло четыре года. И мы… рука тянется написать "празднуем"… нет, конечно, не празднуем, просто отмечаем 50 лет со дня его рождения. К сожалению, привкус этого юбилея горек, как необычайно горек был и его уход.

Игорь Вавилов оставил очень заметный след в литературе Коми. Тем более заметный, что никто, на мой взгляд, так до сих пор и не повторил его. И это, конечно, очень хорошо: не нужно никого повторять, и уж поэтов особенно. Потому что Игорь и был таким особенным. И в жизни тоже.

Поэзией не проживёшь, если иметь в виду именно это слово - "проживать". То есть как-то существовать в этом материальном мире, кормясь и кормя свою семью. Поэтому в числе мест работы Игоря одним из самых важных, вероятно, стало "Красное знамя". Он начинал работать в нашей газете ещё в позднесоветское время, а в ранне-антисоветское читателям уже начали запоминаться его очерки, в том числе - о чеченской войне, куда он ездил сам.

"Красное знамя" стало и его последним местом работы - куда он вернулся в начале 2011-го, словно отдавая последнюю дань журналистике перед своим уходом. Мы - тогдашний коллектив "Краски", - конечно, возмутились бы такой формулировкой, потому что, несмотря на всю непростоту тогдашнего нашего газетного бытия и места в этом бытии Игоря, мы были очень рады видеть его в своих рядах. Коллега такого уровня владения словом - это редкость даже в столицах…

Теряя своих товарищей, теряешь частицу самого себя. Без Игоря Вавилова частицу себя потеряла литература республики и России. Потеряла журналистика Коми. Единственное, что утешает: он тоже оставлял частицы себя. В виде своих строчек. За то, что он ими делился с нами - низкий ему поклон. И вечная память.

***

Посылка от родни с югов,

Приходит раз в году в конце июня.

Меж битых фруктов: "Здравствуй, Игорюня,

Записочка: "Как сам? Как будешь жив - здоров?".

А солнце жарит будто про запас,

И как обычно отвечать не надо,

Овидию на прежний адрес ада,

В полуденный, звенящий, краткий час.

***

Язык доводит до могилы, минуя Киев.

И. Вавилов

Заметил раз, потом многажды,

Дела такие,

Язык приводит русских граждан,

Совсем не в Киев,

Двужильный, даже недвижимых,

Со страшной силой,

Ведет по общему режиму,

Прямком в могилы,

Наверно и у иностранцев,

Расклад похожий,

По окончании не танцы,

И все же, все же…

***

Я о Нем ничего не знаю,

Не при мне с креста Его снимали,

Я тогда был далеко очень,

Не успел увидеть все воочию…

И сейчас я далеко очень,

Знаю ровно столько, что и раньше,

Где-то прочитал про плащаницу,

Что, мол, отпечатки и так далее…

У меня молитвослов дома,

Краткий, как и наша жизнь, в общем,

Находя свое незнание кокетством,

Я его читаю, когда плохо…

***

Смерть имеет синонимы,Они конкретны и не так страшны,Есть предложение не писать на могильных плитахстоль условные даты,(причина первой ведь всем известна),Гораздо лиричнее что-то типа:"Рак", "Грузовик", "Усталость","Выбор", "Месть", "Халатность","Грипп", "Расплата".

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

29 июня 2015

Культура