Питирим Сорокин, первооткрыватель нефти, отсутствие рабства и блогеры помогут создать бренд Республики Коми

Заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор социологических наук Дмитрий Гавра на межрегиональном семинаре 30 июня рассказал представителям муниципалитетов Республики Коми о механизмах создания территориальных брендов. Для самой Коми он рекомендовал использовать имена всемирно известного социолога Питирима Сорокина, первооткрывателя ухтинской нефти Федора Прядунова и ресурсы местных жителей-блогеров.

"У инвестора всегда есть выбор: прийти в Вологодскую область, Республику Коми или Пермский край. У туриста три недели отпуска, он может поехать в Крым, в Турцию или еще куда-то, - сразу показал значимость построения привлекательного бренда региона Д.Гавра. - В сегодняшних условиях, — а они очевидно непростые, - это санкции, проседание ряда бюджетных параметров: многие будут думать, что часть ресурсов можно с построения брендов выбросить, но это ошибка. Мы живем в условиях новой информационной реальности, она дает территории или городу тот набор инструментов, который они не имели еще 10-15 лет назад. Я специально заходил на сайт "Моя Ухта" и смотрел, что горожане пишут о своем городе, о его дорогах, университете, "Крохале", нефти... И выясняется, что бренд территории не управляется из мэрии или главой республики. Люди сами показывают фотографии, где и как можно хорошо покататься на лыжах, командированные рассказывают, что в гостинице нет горячей воды. Город — это мобильность труда и капитала, творческая индустрия и культура как главный ресурс развития. Если в городе есть ремесла, забытые истории, интересные люди, недотянутые бренды — надо их брать и дотягивать".

Семинар проходил в формате видеомоста между Санкт-Петербургом и городами и районами Коми. На фото - один из слайдов презентации Дмитрия Гавры

Среди знаковых фигур, которых можно использовать для формирования бренда региона, ученый назвал уроженца Коми П.Сорокина. "Сорокинские чтения могут собрать в вашем университете ведущих ученых со всего мира, — отметил Д.Гавра и продолжил. — Сорокин писал о том, что зыряне, Коми - это единственная территория, которая не знала рабства. Значит, креативный потенциал у Коми иной, чем у сопредельных регионов".

"Ухта не так интересна, как Сиена", — признал эксперт, но сказал, что технология продвижения бренда Ухты та же самая, что и в случае с известным итальянским городом. "История, архитектура — все, что позволяет сделать идентичность. Шаг второй — позиционирование: здесь политика и личности. Ухта — родина первой российской нефти, а у нефти этой есть имя, отчество и фамилия. Надо сделать стипендию имени этого человека в Ухтинском университете, может быть, республика должна ее учредить", — предложил он.

По мнению ученого, для создания бренда территории надо, чтобы ее население представляло будущее региона, имелся сильный лидер, ведущий за собой жителей, не бояться говорить о существующих недостатках, наладить связи со стейкхолдерами — теми, от кого зависит регион, вовлекать все стороны в процесс брендинга, использовать возможности диаспор. "Есть Всемирный клуб петербуржцев — а есть ли такой клуб выходцев из Коми?" — задал риторический вопрос Д.Гавра.

По его словам, территория сама по себе может не быть прекрасно обустроенной на данный момент, но местные жители и власти в состоянии сделать ее интересной для внешнего наблюдателя. "Зачем приехать в Сыктывкар? Там должно быть модно и стильно", — поразил слушателей формулировкой ученый. О регионе или городе следует как можно больше и чаще рассказывать через социальные сети и всевозможные коммуникаторы. "Город должен быть визуализирован в смартфоне. Должно быть мобильное приложение "Моя Ухта", например. Информационный продукт должен быть оптимально упакован и удобно доставлен потребителю, — подчеркнул выступающий. — Живет в городе 50 тысяч человек — вы должны найти в нем 50 интересных людей, школьники должны писать о них сочинения, по их биографиям должны ставиться спектакли. Истории о своих городах — это все социальный капитал своей территории. Истории — это "ДНК культуры" города, поселка, деревни".

Все интересные места, сведения об интересных людях следует наносить на интерактивную карту, например, в сервисе Google Maps или его аналогах, сказал Д.Гавра и назвал еще ряд моментов, которые следует реализовать при разработке бренда.

Руководитель Агентства Коми по туризму Наталья Филина спросила у эксперта, как органам власти привлечь население к созданию общего бренда территории?

Наталья Филина спросила у эксперта о конкретных шагах по привлечению населения к созданию бренда региона

"Необходимо найти лидеров сообщества — блогеров-тысячников, подружиться с ними, создать удобную платформу для совместной работы и поиграть в игру или организовать конкурс", — рекомендовал специалист из Санкт-Петербурга.

Дмитрий Гавра. Фото с сайта jf.spbu.ru

По материалам ИА "Комиинформ"

30 июня 2015

Общество