Слабая передача: частный бизнес не торопится отбирать у государства сферу социальных услуг

За полгода с момента начала действия федеральных законов, подталкивающих предпринимателей к работе в сфере предоставления соцуслуг различного характера, бизнесмены Коми не слишком заинтересовались ни одной из отраслей.

Председатель правительства региона Владимир Тукмаков на заседании экономического совета 30 июня напомнил, что 60 процентов бюджета (около 42 миллиардов рублей) только в 2015 году будет направлено на социальную сферу. "Несмотря на это качеством получаемых услуг довольны не все потребители. Поэтому присутствие на рынке социальных услуг негосударственных организаций и создание конкурентного поля поможет не только удовлетворить потребности населения, но и сократить затраты на оказание соцуслуг", — отметил он.

Министр труда и социального развития Коми Илья Семяшкин напомнил, что, согласно концепции социально-экономического развития России до 2020 года, развивать сектор негосударственных соцуслуг хотят тремя основными способами. Первый — преобразование большинства бюджетных учреждений в некоммерческие организации, которые будут выигрывать конкурсы на госзаказ по выполнению соцуслуг. Второй — обеспечить равенство налогообложения поставщиков услуг и сократить административные барьеры на их пути. Третий — создать конкурентную систему господдержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги населению, и ввести для них налоговые льготы.

"На 1 декабря 2015 года в Коми был зарегистрирован 61 поставщик социальных услуг. Все они — государственные учреждения. Подобная ситуация прослеживается по всей стране: некоммерческих организаций, зарегистрированных в соответствующем реестре — единицы, — заявил И.Семяшкин. — Это можно объяснить тем, что закон вступил в силу 1 января этого года. Кроме того, социальная сфера экономически непривлекательна для бизнеса".

По его словам, заинтересовать предпринимателей могут такие виды услуг, как патронат и частные кризисные центры для женщин (один такой будет создан в селе Нювчим Сыктывдинского района). Также он привел в качестве примера создание интернатов для людей старшего возраста и инвалидов — очередь в них в Коми достигает 200 человек. Еще одно интересное для бизнеса направление — обслуживание пожилых и инвалидов на дому. Таких в регионе сейчас более 6000 тысяч человек, и всеми ими занимаются сотрудники соццентров.

Появление частников в сфере оказания соцуслуг, по мнению министра, может привести к ряду негативных последствий: снижению финансирования государственных организаций, переходу сотрудников из бюджетных в коммерческие организации, недоверию населения специалистам частных компаний. "Кроме того, негосударственные организации будут заинтересованы только в услугах, приносящих доход, тогда как нам необходимо, чтобы они предоставляли их комплексно", — добавил И.Семяшкин. Еще один риск — криминализация отрасли, но этой темой следует заниматься отдельно. Как именно, он не уточнил. Поэтому В.Тукмаков предложил разработать критерии отбора поставщиков соцуслуг.

Помимо того что негосударственному сектору передадут социальные услуги, туда же планируют передать и уже активно передают некоторые медицинские услуги. Первый замминистра здравоохранения республики Вячеслав Колесников рассказал, что из 488 зарегистрированных в Коми частных медорганизаций только 18 (3,7 процента) вошли в программу гарантийного медицинского обслуживания. Причем большая часть из них (85 процентов) сконцентрированы в Сыктывкаре.

Руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Коми Наталья Гуревская сказала, что по ее ощущениям причиной могло послужить создание искусственных барьеров при проведении конкурсов на выполнение различных медицинских услуг. "Рынок медицинских анализов активно развивается. Появляются новые субъекты, снижаются цены, но бывают случаи, когда в тендерах предъявляются требования, например, лицензии, не обязательные для исполнения указанного вида услуг, из-за чего в конкурсе побеждает государственное учреждение", — рассказала она.

В.Колесников пояснил, что подобные требования предъявляются к исполнителям, только чтобы населению были оказаны качественные услуги в полном объеме. "Негосударственные компании не соглашаются заниматься такими затратными направлениями, как стационарное лечение, — поддержала заместитель председателя правительства республики Тамара Николаева. — И это при том, что госучреждения не могут конкурировать с частными компаниями. В отрасли дефицит кадров — люди уходят на более высокооплачиваемые ставки в коммерческих структурах".

Замминистра культуры Коми Лариса Ушакова рассказала, что в Коми зарегистрировано 128 юридических лиц, которые в графе "род деятельности" указали работу в отрасли отдыха и развлечений, но из них всего 7 некоммерческих организаций. "Большая часть из них — условно культурные организации, которые занимаются медиа- и сопутствующими услугами: предоставлением оборудования в аренду, организацией праздников. Что касается других сфер, считаем, что в ближайшее время появление частных предприятий, который занимались бы отраслью культуры, маловероятно", — сказала она.

Представитель еще одной социальной сферы — заместитель министра образования Коми Вероника Лесикова — рассказала, что из 59500 детей, посещающих детские сады в республике, только 440 ходят в частные учреждения. Всего в Коми 14 таких организации: 4 ведомственных (от "РЖД"), в которые ходит 139 детей, остальные сады зарегистрированы в Сыктывкаре (2 — как юрлица, 8 — как индивидуальный предприниматель). Так как все частные сады не имеют лицензии на предоставление образовательных услуг, получают субсидии из бюджета только ведомственные организации (в 2014 году — 12,7 миллиона рублей, в 2015-м — 13,1). Кроме того, именно на них будут распространяться налоговые льготы, которые начнут действовать с 1 июля.

"Детские сады не появляются в районах из-за низкой платежеспособности населения и того, что для организации детсада требуется подходящее помещение. Мы считаем, что органы местного самоуправления и муниципалитеты должны способствовать решению этого вопроса. Там, где нет государственных детсадов, власти могут предоставлять площади, где люди смогут заниматься этим бизнесом", — отметила В.Лесикова.

Присутствовавшая на заседании экономического совета создательница одного из частных домов сказала, что сейчас этот бизнес переживает тяжелые времена. Вариантами поддержки могли бы стать организации групп для детей-инвалидов, детей, которым требуется работа с логопедом или детей от шести месяцев без проживания в частных садах. За работу с подобными группами, которыми не смогут заниматься государственные образовательные учреждения, бизнесмены могли бы получать определенное субсидирование, чтобы сделать свои услуги более доступными.

Фото с сайта mydraya-semya.ru

По материалам ИА "КомиОнлайн"

30 июня 2015

Общество