Семья из печорской деревни Бызовая создала домашний музей, привлекая туристов из Финляндии, Германии и России

Путешественники из Ленинградской области Петр и Наталья Богородские побывали в Печоре, где им удалось погостить в доме Апанасенко-Шаховых. Люди эти - настоящая находка для любого журналиста, блоггера или литератора, сделали вывод путешественники, разместив информацию об увиденном в Бызовой на сайте sevprostor.ru.

Фото sevprostor.ru

Итак, что особенного все находят в этой семье?

А интересны эти люди тем, что они не только живут в деревне Бызовая у реки Печора, содержат значительное хозяйство и воспитывают внуков (кого сейчас этим удивишь), но и самое главное - тем, что на их участке расположен настоящий музей, посвященный их семье и культуре народности Коми, а во дворе создана инсталляция, имитирующая быт местных жителей. Здесь можно увидеть настоящий чум, нарты, лодку, рыбацкие сети и даже оленя.

Разумеется, все это имеет явный налет искусственности, однако, если говорить об изучении, поддержании и популяризации национальной культуры коми, то вклад этой семьи достаточно высок.

Живет эта семья в деревне Бызовая, неподалеку от города Печора. У них очень хорошее хозяйство, два дома, баня. Они содержат козу, кроликов, кур, имеют собаку и пару кошек. У них совершенно замечательные и самое главное - очень умелые, общительные и самостоятельные внуки. Ну и конечно, у них есть музей, который располагается в одном из жилых домов.

Разумеется, музей не появился просто так, единовременно, к этому семья шла постепенно. В 2006 году Апанасенко-Шаховы на традиционном конкурсе "Семья года" получили титул "Самая творческая семья Печоры". После победы в конкурсе они отправили материалы на грантовый конкурс в Финляндию и стали участниками финского проекта, где их бизнес-план об открытии семейной творческой студии стал одним из лучших. После стажировки в Финляндии они решили перенять заграничный опыт и начали принимать туристов из Финляндии, Германии, России. Зимой гостей вывозят на охоту, летом — на рыбалку, поесть шашлык, попариться в бане. Также, гости могут заняться лепкой из глины или соленого теста. А если люди не хотят долго гостить, то можно просто заплатить 100 рублей и пофотографироваться с нартами или оленем.

В гостях у Апанасенко-Шаховых мы оказались случайно, приехав туда с общими друзьями, поэтому в развлекательных программах по понятным причинам не участвовали, однако нас провели по музею и рассказали про некоторые особо интересные экспонаты.

Фотография и небольшая история из жизни одного из предков семьи. Написано здесь буквально следующее:

В далеком прошлом Мартын Кузьмич (отец Кругловой Анны Мартыновны) как и все ижемцы занимался оленеводством, имел свое небольшое стадо оленей. Старожилы в деревне Бызовой рассказывали невероятные истории о его смелости и решительности при самозащите. Однажды остяки (народность западной Сибири) украли у него и стали угонять за Урал стадо оленей, он в ярости и злобе догнал этих остяков-угонщиков, обрезал все лямки оленьих упряжек и этим остановил движение и спас свое стадо. Завязалась драка между несколькими остяками и Мартыном и он, увернувшись, откусил одному из остяков нос, хлынула кровь, остяки испугались и убежали. С тех пор Мартына прозвали по-коми "Ныр сёись Мартын", что по-русски означает "Нос, откусивший Мартын".

Также рассказывали, что однажды в целях спасения оленей от волков Мартын догнал и вынужденно снял на ходу шкуру с живого оленя и отпустил его, олень побежал, а волки напали на окровавленного оленя и отвлеклись добычей, а Мартын Кузьмич в это время смог увести стадо в безопасное место. Говорят, он был очень сильным, находчивым и мастеровым.

Эту кость мамонта Апанасенко-Шаховы нашли сами

Разумеется, нельзя сказать что все предметы в этом доме-музее относятся к коми культуре. Настоящих экспонатов тут очень мало. Однако большинство этих предметов все-таки дает некое общее представление о деревенской жизни коми, либо просто о семье Апанасенко-Шаховых.

Эта семья может быть отличным примером того, что если много работать и мало пить, то даже в далекой северной деревне можно жить и не тужить, имея деньги и общаясь с интересными людьми. Почему таких "Апанасенко-Шаховых" нет в каждой российской деревне - не очень понятно, но если местные жители начали бы внимательней относиться к своей культуре и развивать туризм, то в интернете стало бы гораздо меньше фотографий полузабытых деревень, разваливающихся изб и нищих стариков. Тем более что культура, язык и образ жизни малых северных народов сейчас как никогда раньше нуждаются в поддержке.

По материалам ИА "Север-Медиа"

3 июля 2015

Культура