26 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
На четвертом общегородском баркемпе 4 июля выступила с лекцией профессор МГУ, директор региональной программы независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она рассказала, почему Россия больше не может жить на продажах нефти и газа, кризис 2015 года отличается от предыдущих и как регионы реагируют на него.
Новая современная экономическая география объясняет, как происходит развитие. Есть факторы, которые либо двигают, либо тормозят развитие. Эти факторы принято раскладывать на две кучки. Первая - это не то, что вы делаете, а то, что лежит под ногами, - ресурсы или выгодное географическое положение. С ресурсами в Коми все хорошо - нефть, газ, лес. Выгод географического положения Коми, я думаю, никто не наблюдает. Вторая кучка - факторы, созданные людьми, - инвестиции, инфраструктура, человеческий капитал, институты (нормы и правила, по которым мы живем).
Как развивается пространство. Правило первое и главное: пространство никогда не развивается равномерно. Как это обычно происходит. Центр способен стягивать на себя ресурсы всех видов, концентрация ресурсов позволяет создавать инновации, которые затем распространяются на периферию и подтягивают ее за собой. Это работает при условии нормальной работы передачи инноваций из центра на периферию. С течением времени могут возникнуть новые центры. В России было только одно такое явление - создание Петербурга Петром
Мы - страна с чудовищным центрально-периферийным неравенством. Долгое время передача ценностей на периферию шла очень медленно, и это наше клеймо. Более того, все то же самое воспроизводится на периферийных территориях, там тоже центр стягивает все к себе. Сыктывкар не очень типичный в этом плане город, так как в советское время Воркута и Инта были индустриальными центрами.
У нас так будет еще очень долго. Потому что это огромное пространство, вязкое, со слабой инфраструктурой и небольшим человеческим капиталом.
У нас две трети территорий не имеют явных конкурентных преимуществ. Как живет тут население? У нас 11 процентов населения живет в относительно богатых регионах, Коми относится к тем 18 процентам регионов, которые являются относительно развитыми. Но главная часть населения страны - те самые две трети - живет в условиях, где стакан то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Никто не понимает, за что хвататься. Ну и еще остались десять процентов, которые живут бедно.
У депрессивных областей и республик разный генезис болезней, но результат похож - очень медленное развитие.
Еще одна наша специфика такова. Мы — страна, живущая на сырьевую ренту. Если взять все налоги, которые собираются на территориях и идут в центральный бюджет, это немного больше половины всех сбираемых налогов. Почти 60 процентов всех собранных налогов дает четыре региона - Ханты-Мансийский округ, Москва, Ямал и Санкт-Петербург.
Все оппозиционные структуры говорят о децентрализации, но это все непросто. Основная рента - налог на добычу полезных ископаемых, и она действительно должна собираться в центре. Вопрос в том, куда должна собираться вся остальная рента.
В Коми доля налогов, идущих в центральный бюджет, - почти 45 процентов.
Для Коми — да, это была бы неплохая идея, идея централизации НДПИ. Но для остальных - это ни холодно, ни жарко. Есть регионы, которые вообще все деньги и у себя оставляют - Магадан, Чукотка. Поэтому тупая децентрализация - это плохо. Это значит, что средние получат пять копеек, слабые получат ничего, дюжине это действительно поможет, но обогатит это трех-четырех и без того жирных котов.
Мы жили хорошо, потому что деньги, заработанные на нефти, были гигантскими. Этими деньгами мы залили кризис 2008-2009 годов, но затем федеральная власть начала сокращать ренту. Этот процесс не завершен. Все это происходило на ранней стадии падения цен на нефть. Наша рента сейчас сжимается, жить на нее широко мы не будем. Поэтому еще острее встает вопрос, как она распределяется.
Мы выровняли всех примерно одинаково, но это не подтягивает слабых, это развращающая политика.
В любой региональной политике есть два приоритета - выравнивающий и стимулирующий. Стимулировать - это значит снимать узду, отнимать не много, а несколько меньше. Если есть правильный баланс, есть возможность поддерживать слабых и инвестировать в сильных, то тогда за счет более сильных подтягиваются остальные. Но в России мы изобрели еще некое дополнение, оно появилось еще при Борисе Ельцине и сейчас достигло невиданных высот. Это политика геополитических приоритетов.
Геополитические приоритеты в России таковы: если взять весь объем трансфертов, то 10 процентов получили республики Северного Кавказа при доле населения в четыре процента от российского, почти 12 процентов получил Дальный Восток (также четыре процента) и 7 процентов получил Крым (1,5 процента). Стимулирующая политика наименее затратна, выравнивающая - очень затратна. Вторая по затратности - геополитическая. Мы вообще забили на развитие! Вот тут мы оторвали кусок, Крым, вот тут на Украине стреляют и как бы чего не вышло с ИГИЛ. Все это вообще не про развитие.
Этот кризис - особый, не похож ни на один до этого. Он начался до всяких крымов и украин. Он стартовал в декабре 2012 года, со стагнации, которая затем перешла в медленный спад. А санкции, Крым и особенно падение цен на нефть ускорили процесс. Этот кризис будет долгим, это внутренний кризис, созданный нами же, это кризис институциональной модели. Рента уже не будет расти, она слишком нерационально используется. Этот кризис непреодолим без ремонта институтов. Он будет медленным, вязким и преодолеть его будет сложнее, чем все предыдущие.
Этот кризис не про спад промышленности, не про рост безработицы, это про деньги: огромные проблемы с деньгами бюджета, спад инвестиций идет третий год подряд, население теряет деньги.
Указы Путина потребовали от регионов нечеловеческие усилия на повышение зарплат бюджетников. По Бюджетному Кодексу любое дополнительное расходное полномочие, вменяемое субъекту федерации, должно дополняться деньгами из центра. Но это если бы это был закон, а это указ. На него Кодекс не распространяется Поэтому 70 процентов расходов пришлось нести регионам. Результат: трехкратный рост дефицита бюджета и отсутствие дохода. 45 процентов регионов находится в зоне максимального риска: у них большой долг и дефицит бюджета.
Когда имеется дефицит, тогда все идут и занимают. Кто самый ушлый, просит у Минфина бюджетные кредиты, остальные идут в коммерческие банки и занимают под большие проценты. Бюджеты регионов вступили в новый кризис в абсолютно разбалансированном состоянии. Ситуация с бюджетами в 2016 году будет очень жесткой. Будет рубиться все, что можно.
Самые большие расходы регионов - на социалку: образование, здравоохранение, культура. Вот это и будут рубить. По-взрослому. Почему до этого социалка будет находиться в щадящем состоянии? Потому что выборы, в сентябре выбирают губернаторов. Какой же дурак будет их рубить до выборов? Никакой. Другое дело, что в октябре станет гораздо интереснее. Уверяю вас, что к концу года социалка покажет нам очень интересные тенденции: минус ФАПы, минус муниципальные больницы, сливание школ и так далее. Экономика прощает глупость и популистские решения.
У вас, в Коми, провал по первому кварталу. Это как-то обсуждается? Когда общество не умеет задавать вопросы про деньги, оно не дозрело до гражданского.
Тренды развития сейчас таковы. Падает промышленность в целом, обрабатывающая - минус 8,3 процента. Инвестиции ускорились в мае, но опять упали. Упала розница. Самое интересное, что ускорилось падение доходов населения. В Коми не просто плохо, у вас отвратительно. Республика имела 35-процентное падение инвестиций в 2013 году, полежала на дне, осталась там же в 2014-м. В 2015 году у вас спад по инвестициям на 45-46 процентов. Также ускорился спад объемов строительства.
Мы до конца не понимаем географию этого кризиса. Те, кто был активен в инвестиционном развитии, все, кто старались, пойдут вниз. Новые производства будут иметь проблемы, потому что достигнут потолок платежеспособного спроса. Менее конкурентные регионы останутся прежними. Вот у Кирова было плохо, плохо и останется. Есть ощущение, что сырьевые регионы должны пройти этот кризис легче. Четко могу сказать, что аграрный и пищевой юг точно пройдут этот кризис легче. Регионы обрабатывающей промышленности - хуже.
Этот кризис - это вопрос нескольких лет. Этот кризис бьет не столько по промышленным регионам, он прежде всего про центры, там, где концентрируется рыночная, сервисная экономика. Там, где есть туризм, банки, рекреация, лечение, платное образование. Это крупные города. Этот кризис для Сыктывкара сложнее, чем для Воркуты. Сервисная экономика сжимается, потому что сжимается потребление, доходы населения, потому что сжался пузырь нефтегазовой ренты.
По материалам ИА "КомиОнлайн"
4 июля 2015