18 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Фольклористы Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН в июне выезжали в экспедиции для сбора полевого материала в Сыктывдинский и Корткеросский районы Республики Коми. Об этом "Комиинформу" рассказали в секторе фольклора ИЯЛИ Коми НЦ.
Сыктывдинский отряд изучал традиционную культуру русских переселенцев в Коми крае, процессы взаимодействия и взаимовлияния фольклорной культуры русских и коми, сообщила руководитель сектора Юлия Крашенинникова. Ученые ИЯЛИ записали частушки, считалки, пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры при гадании, ритуальные диалоги при строительстве нового дома, рождественские славления, заговорно-заклинательные тексты, канонические и неканонические молитвы, прозвищный фольклор, приметы, запреты и предписания. Также были записаны рассказы о колдунах, сглазе и его лечении, знахарях.
Остатки здания чугунолитейного завода в Нювчиме
Фольклористы собрали легенды и предания о заселении местности, о первозасельщиках - переселенцах из Вологодской и Вятской губерний, об организации чугунолитейного производства в поселке Нювчим — как оказалось, появление завода и поселка местные жители связывают, в том числе, с императрицей Екатериной II и деятельностью знаменитых купцов и промышленников Демидовых.
На берегу пруда в Нювчиме
Вместе с тем почти позабыты уже образы домовых, леших и русалок — о них зафиксированы лишь единичные упоминания.
Нювчимские коклюшки ведут начало от вологодского кружевного шитья: русские переселенцы принесли его с собой
Интересно, что у нювчимцев сохранился особенный ритуал "проводов на сороковой день": выбранного мужчину или женщину провожают из дома умершего на 40-ой день, причем провожаемому дают еду с поминального стола, завернутую в полотенце, которое вешали рядом с покойным в день смерти.
Второй отряд ученых посетил село Большелуг, деревни Выльыб, Зулэб, Ивановская, село Богородск, деревни Пасвомын и Троицк Корткеросского района для изучения локальной традиции вишерских коми.
Как рассказал научный сотрудник сектора фольклора Алексей Рассыхаев, особое внимание ученые обратили на рассказы о колдуне Тювӧ, который некогда предсказывал будущее страны, населенных пунктов и людей и избавил, по преданиям, бассейн реки Вишеры от крыс. "Судя по материалам, фольклорный образ вишерского колдуна оказался динамично развивающимся, - отметил исследователь. - Он притягивает к себе другие бродячие фольклорные сюжеты, распространенные у коми и русских".
Никольская церковь в селе Большелуг
Также немало было записано о домовых и русалках, тӧдысь - знающих и умеющих портить людей, о вредоносном существе шева. По народной медицине зафиксированы рассказы о костоправах, способах лечения сглаза. Много интересных сведений записано по строительной, скотоводческой и похоронно-поминальной обрядностям. Детский фольклор представлен народными играми, считалками, поэзией материнства. "Для нас осталось загадкой, почему в Большелуге особо почитают Прокопьев день, хотя в селе стоит Никольская церковь", - признался фольклорист.
Фото из ИЯЛИ КНЦ УрО РАН
По материалам ИА "Комиинформ"
6 июля 2015