Правительство Коми рекомендовало "РЖД" обеспечить на станциях доступные условия для людей с инвалидностью

О программе по адаптации вокзальных комплексов для нужд маломобильных групп населения шла речь сегодня на Совете по делам инвалидов при главе республики. Как рассказал начальник железнодорожного вокзала Сыктывкара Виталий Дергачев, в настоящее время доступность среды в ОАО "РЖД" находится на низком уровне, однако компанией разработаны "долгосрочные планы" по обустройству вокзалов, требующие, правда, крупных инвестиционных вложений.

Фото Николая Антоновского

- Практика отечественного проектирования и строительства до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Все здания и сооружения дирекции железнодорожных вокзалов запроектированы и построены в 40-е, 50-е, 60-е годы, - начал объяснять Дергачев.

По словам докладчика, для обеспечения единого подхода в дирекции железнодорожных вокзалов создано подразделение по организации содействия маломобильным группам населения, под руководством которого разработан "Альбом рекомендаций по адаптации основных функциональных зон вокзальных комплексов для маломобильных пассажиров".

- Я думаю, все понимают, что до этой разработки мы также усовершенствовали зоны по требованиям маломобильных групп населения. Однако, признаюсь честно, когда к нам пришла общественная комиссия, в составе которой был инвалид-колясочник, попытавшийся заехать на вокзал, мы обратили на проблему особое внимание. Вроде бы все было в порядке: мы сделали и туалет, и двери, но небольшая ступенька в полтора сантиметра не дала ему проехать из одного зала в другой. Люди без инвалидности не замечают этого, но вот, когда видишь, как мучается человек, сразу все меняется, - продолжил Дергачев.

Начальник вокзала пояснил, что в состав Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов входят все крупнейшие вокзальные комплексы, расположенные на территории Коми: Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Инта, Усинск, Сосногорск, Микунь, Емва. В настоящее время в рамках текущего и капитального ремонта на шести вокзалах оборудованы специализированные кабинки для инвалидов в санитарных комнатах - в Воркуте, Сыктывкаре, Микуни, Ухте, Печоре, Усинске. На пяти вокзалах созданы специализированные кассы для инвалидов - в Воркуте, Инте, Ухте, Микуни, Сосногорске. На трех вокзалах получены передвижные подъемники для посадки и высадки инвалидов-колясочников в поезда - в Сыктывкаре, Ухте и Печоре. На вокзале в Микуни приобретена переносная аппарель, в Ухте установлен телефон-аппарат для пассажиров с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и слуха. Для информирования граждан об услугах, предоставляемых на вокзалах, разрабатываются "паспорта доступности" вокзалов с дальнейшим размещением информации в интернете.

С 2014 года реализуется проект "Центр содействия мобильности", в рамках которого в круглосуточном режиме по бесплатному федеральному номеру 8-800-510-11-11 пассажиры могут получить информацию об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте, а также оформить заявки на организацию бесплатного сопровождения и обслуживания на вокзалах, в том числе на оказание помощи при посадке и высадке из вагона и в вагон поезда.

- На всех вокзалах республики в соответствие с требованиями приведены дверные проемы, лестничные марши оборудованы пандусами, в залах ожидания предусмотрены места для инвалидов-колясочников, размещены навигационные указатели о возможных местах въезда на инвалидных колясках, закуплены инвалидные кресла-каталки, - доложил Дергачев.

В заключение доклада Дергачев озвучил "долгосрочные планы" по обустройству железнодорожных вокзалов, которые требуют крупного инвестиционного вложения. Согласно этим планам на вокзалах должны быть дублирующие мониторы с возможностью транслировать субтитры и текст Брайля, указатели, пиктограммы, телефоны-автоматы, наклонные подъемники для оборудования лестничных маршей, передвижные подъемники для посадки инвалидов в вагон.

- Что значит долгосрочные? В каком порядке все будет реализовано? В какой период вы намерены осуществить планы? Сроки стоит закрепить, - обратила внимание заместитель председателя правительства Коми Тамара Николаева.

На это Дергачев ответил, что все зависит от финансирования, а экономическое положение в стране, как известно, оставляет желать лучшего.Затем Николаева поинтересовалась, будут ли обустраиваться маленькие станции, на некоторых из которых даже здоровому человеку порой сложно спуститься из-за отсутствия перрона. Есть ли внутренний алгоритм, согласно которому можно передать работникам маленьких станций информацию о том, что в вагоне инвалид-колясочник.

- Нет, такого алгоритма нет. Дело в том, что на некоторых станциях отсутствуют работники - только дежурные по станциям, которые к нам не относятся, - пояснил Дергачев.

Соглашаясь с Николаевой, председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова тоже подчеркнула, что маленькие станции - это большая проблема.

- Мы провели мониторинг уровня доступности для инвалидов, итоги которого нас не радуют, - начала Колпащикова. - Многие станции не только не созданы для инвалидов, они вообще опасны для жизни. Давайте не будем просто делать видимость, а действительно займемся проблемой.Колпащикова рассказала, что пандусы в большинстве случаев установлены по явному принципу "лишь бы только отвязаться". Указатели на высоте трех метров, заметить которые практически невозможно. Инвалидам зачастую приходится забираться в вагон с ведра - высокие пороги и бордюры.

- Вот вы рассказали о бесплатном федеральном номере, а как люди узнают об этом? Я, например, не знаю, где мне получить информацию об услугах. На вокзалах если и есть стенды, то они напечатаны мелким шрифтом и находятся внутри здания, в которое еще нужно приложить усилия, чтобы "пробраться". Туалеты закрыты, подъемники не распакованы, оборудованные окошки постоянно закрыты, - заявила Колпащикова. - Не создана служба сопровождения. Персонал не подготовлен для работы с инвалидами: они просто не знают, как помочь человеку. Нет схем движения инвалидов, их личного транспорта по прилегающей территории. Нет мест парковки автотранспорта.

Подкрепляя все факты наглядными "доказательствами" - фотографиями, Колпащикова настоятельно попросила в обязательном порядке, перед тем как делать планы адаптации, приглашать членов общественных организаций инвалидов.

В завершение заседания зампред правительства Коми Тамара Николаева рекомендовала РЖД пересмотреть все же свои подходы и серьезнее отнестись к проблеме.

- Фотографии говорят сами за себя. Ведь для того, чтобы хотя бы разместить указатели на уровне зрения инвалидов - много денег не надо, правда? Очень прошу, чтобы те пандусы, которые сегодня нам продемонстрировали, были переделаны и приведены в должное состояние - люди ведь покалечиться могут. Зачем выбрасывать деньги на ветер и создавать видение того, что вы что-то сделали? Подойдите к работе качественно, - заключила Николаева.

По материалам ИА "Север-Медиа"

7 июля 2015

Общество