На пленэре "Клюква" в Коми сварят джем

Сегодня начинает работу четвертый экспериментальный художественный пленэр визуальных искусств "Клюква", который в этом году носит подзаголовок "Джем". С 10 по 20 июля дом творчества писателей в Лемью объединит художников, фотографов, модельеров, а также музыкантов и поэтов, которые будут "ловить вибрации места", чтобы из множества своих работ создать единое целое произведение искусства - выставку по итогам пленэра. О планах на ближайшие две недели сегодня рассказала на пресс-конференции в центре культурных инициатив "Югор" куратор проекта, художник Анжела Разманова.

Фото Николая Антоновского

Неслучайно за почти час общения художников-участников пленэра с журналистами несколько раз применительно к "Клюкве" звучало понятие "фестиваль". По словам организаторов в этом году пленэр проходит в более разнообразном и расширенном масштабе - среди его участников есть и фотографы, и иллюстраторы, и дизайнеры, два театральных художника, модельер, выпускники Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина ныне известные в Москве фотограф Игорь Попов и медиа-художник Тарас Геш, композитор и музыкант из Санкт-Петербурга Наталья Высоких.

- У нас получается полуфестиваль, синтезированный проект. Идея пленэра не меняется - это художественный эксперимент в области искусств, но это не классический пленэр, где мы рисуем сосны, реку и дома. В этом году у нас идея творческой дачи, - обозначила основную идею проекта Анжела Разманова. - Мы не стремимся к новизне, мы стремимся к творчеству и интересу. Мы не будем выкручиваться, чтобы обязательно сделать что-то оригинальное, мы будем ловить вибрации места, вибрации творческих людей - что из этого получится - нам еще самим неизвестно. Самое главное в том, что наша выставка по итогам пленэра сама по себе будет произведением искусства. Это не официальное мероприятие, а творческий порыв, который поддержали сначала Василий Задорожный, потом Марина Истиховская, а теперь и "Югор".

Эксперт пленэра, заведующая музейно-исследовательским отделом Национальной галереи Республики Коми Ольга Орлова отметила, что проект складывается из трех составляющих: места, которое меняется из года в год, людей, которые не полностью, но сменяют друг друга и идеи, которая остается неизменной, - идеи переживания места.

- Постоянна сама идея. Она очень нова для России, это совершенно постмодерновое проживание современных и разных художников. Пленэры бывают разные, бывают очень одинаковые, но большинство из них - открыточные - фиксируют то, что есть в природе с не таким уж большим переживанием. Но здесь куда бы мы не приезжали - накал эмоций зашкаливает. Происходит "вскрытие", художники чувствуют и транслируют внутреннюю суть места, что очень важно. Люди, которые приезжают на место пленэра, его преображают. Мы все время ездим с этим словом, - поделилась ожиданиями Ольга Орлова.

Музыкант, участник прежних пленэров Леонид Нестеров сообщил, что в составе неизменного квартета собирается представить нечто новое и близкое к природе, вероятно даже в сотрудничестве с другими участниками проекта, что как раз и подразумевает под собой музыкальное значение слова "джем" - коллективная музыкальная импровизация.

- Само понятие "джем" из музыкального языка - это по сути тот же пленэр, только в более сжатых сроках, потому что музыка - искусство временное. Это то же самое сотрудничество мысли и общей атмосферы, которые превращаются в сочетание человеческих навыков, перерастающих в законченное музыкальное произведение.

Неспроста фестиваль "Клюква" назван "Джем". Пока что нет общей концепции, но в процессе взаимодействия людей она появится и выльется в общее произведение искусства, пронизанное человеческими мыслями душевными порывами, - пообещал музыкант.

Фотограф и художник из Ухты Олег Сизоненко, делясь впечатлениями от прежних пленэров, рассказал о собственных переживаниях, которые бывают настолько сильными, что способны изменить даже жанровые предпочтения.

- То, что искусствоведы называют красивым словом "переживание" для художника является просто-напросто стрессом, а как положено - стресс сопровождается выбросом адреналина, ты не знаешь, куда деваться, за что хвататься, это мобилизует силы и с этого перепугу появляется то, чего сам от себя не ожидаешь. Лично у меня всегда так было. В Словакии я, например, первый раз взялся за пейзаж. Поэтому я думаю, что попасть в такую стрессовую ситуацию будет полезно и музыкантам, и литераторам, - заметил он, в шутку, а может быть и всерьез предположив, что музыканты могут даже начать рисовать, а поэты - играть.

В этом году пленэр в Коми привлек итальянского художника Филиппо Замбона, который познакомился с организаторами во время учебы по обмену в Финляндии. Гость сообщил, что в Сыктывкар он приехал в третий раз, но никогда еще не был за городом на природе, поэтому предметом для его изучения станет взаимодействие человека и природы.

- Я понимаю, что природа - это очень важная часть жизни в республике. Очень интересно было бы узнать, как люди взаимодействуют и существуют. Мне интересен контраст между человеком и природой, - рассказал он о своих планах.

Художник из Ярославля Павел Зарослов пообещал выступить в новом для себя качестве - диджея.

- Я выступлю в не совсем традиционном для себя амплуа - как диджей. Может быть в коллаборции с музыкантами, может быть, один, а может быть, с какими-нибудь художниками-кулинарами. Думаю, что это будет какой-то микс, потому что я буду вести не совсем свойственную для себя линию, - пояснил он.

Анжела Разманова сообщила, что на итоговой выставке "Клюква.Джем", которая откроется 24 июля в центре "Югор", будет представлен макет альбома почти на 200 страниц, созданного по итогам трех прежних пленэров, куда вошли работы всех участников, а также статьи и фотографии. Редактором "непростого и интересного" альбома выступает Анжела Разманова, а дизайнером - Игорь Попов. Единственное - у собрания пока нет издателя. Тем не менее, по словам куратора проекта, выезд пленэр - это способ зарядиться идеями и эмоциями на целый год.

- Для художника очень важно творческое переживание. Небольшие проекты, путь даже на 10 дней, позволяют потом держаться на плаву в течение года. И не потому, что ты сделал кучу классных этюдов, продал их и за счет этого держишься на плаву, а потому, что пленэр поселяется в голове, где дальше рождаются другие вещи и проекты, - подвела итог куратор "Клюквы".

По материалам ИА "Север-Медиа"

10 июля 2015

Культура