17 января 2025 г.
дата обновления БД
9744
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
Банки хотят получить право списывать комиссии и кредитные платежи со счетов клиентов, данные которых не удалось обновить, в случае если они не вышли на связь. Такое предложение в рамках "регуляторной гильотины" ЦБ поддерживают в крупнейших кредитных организациях страны, сообщают Известия.
По мнению авторов инициативы, это позволит клиентам избежать штрафов и неустоек, если они вовремя не сообщили о замене паспорта, а банкам — предотвратить мошенничества со "спящими счетами". По данным, которые "Известиям" предоставил Центробанк, чаще всего в рамках "регуляторной гильотины" поступают предложения, касающиеся именно "антиотмывочного" законодательства.
Кредитным организациям следует законодательно позволить списание средств за ведение счета и платежей по кредитам, даже если у банков не получается выйти на связь с клиентом и обновить сведения о нем. Такие предложения, как выяснили "Известия", в рамках "регуляторной гильотины" ЦБ — механизма совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию финансового рынка — готовят в одном из банков.
Сейчас банки не вправе списывать деньги со счетов пользователей финансовых услуг, по которым более года не обновлялись идентификационные данные. В итоге получается, что банки должны отказывать самим себе в получении причитающихся им денег от клиентов.
Банк может сам проверить актуальность сведений (паспорт, наличие судебных решений). Если они действительны — операцию можно проводить. Если данные устарели, необходимо связываться с клиентом. Сейчас же банки хотят получить право списывать деньги за обслуживание счета или в пользу кредита в том случае, если у клиента поменялись идентификационные данные (например, паспорт), но он не сообщил об этом в течение года, а на звонки кредитной организации не отвечал.
Согласно "антиотмывочному" закону, банк обязан обновлять сведения о клиентах не реже одного раза в год. Подзаконным актом (положением Банка России № 499-П) установлено, что на момент проведения операции сведения о клиенте должны быть обновлены. В противном случае любые трансакции проводить нельзя.
В некоторых кредитных организациях инициативу считают разумной: не имея формальной возможности списывать текущие платежи, банк вынужден формировать просрочку, хотя все основания и поручения на списания от клиента у него имеются. Это создает неудобства как для кредитной организации (на просрочку приходится формировать резервы), так и для клиента (поскольку копится задолженность, на которую начисляются штрафные проценты).
Количество счетов, которые невозможно закрыть из-за остатка на них средств, но и операции по которым проводить нельзя из-за устаревших данных о владельце, постоянно увеличивается. Банкам приходится обслуживать их себе в убыток. В кредитной организации пояснили: средства, полученные от комиссии за обслуживание, банки могли бы направлять в том числе на актуализацию данных через автоматизированные запросы клиентам и в госорганы.
Кроме того, регулятор ранее уже подчеркивал риски использования "спящих счетов" для проведения сомнительных операций. Возможность взимания комиссий с "брошенных счетов" при их последующем закрытии может выступить как профилактика сомнительных операций.
В положении Банка России № 499-П отсутствуют нормы, предусматривающие списание денежных средств со счета клиента при невозможности обновления сведений о нем, уточнили в Росфинмониторинге.
В ЦБ пока не получали инициативу о списании денег со счетов клиентов, по которым не удаётся обновить идентификационные сведения. В Банке России и в Росфинмониторинге "Известия" заверили, что находятся в постоянном диалоге с профессиональным сообществом, в том числе — по вопросам "антиотмывочного" законодательства.
Фото из архива ИА "Комиинформ"
По материалам ИА "Комиинформ"
31 июля 2020