Из блогов БНК: "По ту сторону тюремной стены находятся часто талантливейшие люди"

"Ухта и остальная республика отреагировала на приговор Олегу Владимировичу Казарцеву самым живейшим образом. То есть сам факт обвинительного приговора ни у кого ни сомнения, ни удивления не вызвал. Однако срок - 6 лет… Люди об этом говорили слова тихо, с намёком на осведомлённость, улыбались уголками губ, некоторые цокали и поднимали глаза куда-то вверх, изображая знатоков то ли ходов под землёй, то крымских вин. В общем, есть то, что есть. Но я не об эмоциях, которые могут быть разными и в связи с этим делом, и в связи с предстоящими. Я о ситуации, которая имеет отношение ко всей стране", - написал в своем блоге на БНК политолог Евгений Вологин, предложив возродить современный аналог ГУЛАГовских шарашек, чтобы использовать квалифицированный труд заключенных на благо общества. Выносим этот пост на широкое обсуждение читателей.

Фото Кирилла Затрутина

"Уже несколько лет я являюсь членом общественной наблюдательной комиссии. Регулярно общаюсь с сотрудниками ГУФСИН, общаюсь с заключёнными, посетил не менее десятка тюрем, во многих бывал по нескольку раз. Я могу сказать, что знаю ситуацию изнутри, а не только по внешним признакам.

В местах лишения свободы находятся разные люди. Многие из них гораздо полезнее были бы на воле. Общество и государство теряют из-за того, что обстоятельства сложились таким образом, что полезные люди оказались за решёткой. Я имею в виду талантливых предпринимателей, управленцев, людей искусства и так далее.

Только за последние пару лет посажены или в процессе посадки такие управленцы как Попов, Пуро, Махмудов, Торлопов, Зенищев, и так далее. Можно как угодно к ним относиться, но это управленцы с большим опытом, знанием жизни и экономики. Глупо это отрицать или игнорировать.

Есть и ещё один довод. Государство, приближая стандарты содержания заключённых к европейским, вынуждено тратить на это огромные деньги. При этом современные заключённые не обязаны работать. Мне говорили, что на содержание одного заключённого тратиться больше, чем на содержание одного военнослужащего. Это не нормально!

Я полагаю, что необходимо продумать ряд мер, смысл которых в том, чтобы привлечь заключенных к труду и повысить доходность всей системы ГУФСИН. Принципиальный момент: речь не идёт об удешевлении содержания заключённых. Они наши граждане и отношение к ним должно быть гуманное. То есть стандарты их содержания должны соответствовать таковым в цивилизованных странах. Так что движение в этом направлении правильное. Но заключённым надо дать возможность работать на себя и на общество, и, если понадобиться, расширить их права. Ничего страшного нет в том, что человек заработает честным трудом во время своей вынужденной несвободы.

В моих предложениях, которые я предполагаю изложить в письме в Государственную Думу РФ и ГУФСИН РФ, нет ничего нового или необычного. Известно насколько эффективными были предприятия (Особые конструкторские бюро или Особые технические бюро) в системе ГУЛАГа. Известные примеры это Королёв, Бартини, Глушко, Поликарпов, Мясищев, Стечкин, Петляков, Чижевский, Тимофеев-Ресовский, Туполев, немецкие конструкторы советского ракетного оружия, да и самый яркий ухтинский памятник А.С.Пушкину был создан заключённым.

Это я к тому, что по ту сторону тюремной стены находятся часто талантливейшие люди, которые хорошо знают жизнь и надо это признать. Тот же Казарцев, зная как украсть, досконально знает и то, как работает система. А если он, отбывая срок, будет руководить, скажем, Княжпогостским заводом ДВП или корпусом зэков на Жешартском фанкомбинате, неужели кто-то от этого проиграет. Ведь Олег Владимирович хороший администратор - это признают практически все и невозможно отрицать его вклад в развитие Ухты. О бывшем воркутинском мэре А.Пуро можно сказать то же самое. А Ходорковский? Неужели он способен был только шить тапочки? Почему эти люди должны терять свои лучшие годы или в вынужденном безделье, или занимаясь непонятно чем? Можно ведь их потенциал использовать более рационально. В конце концов, речь идёт об их долге отработать Родине тот ущерб, который они нанесли. Это будет и рационально, и справедливо. Да и сами заключённые, имея возможность трудиться по-настоящему в соответствии со своей квалификацией и опытом, будут легче переносить несвободу, что негуманным признать нельзя.

Кстати, сама идея целенаправленного использования именно квалифицированного труда заключённых придумана не в сталинском СССР. Ещё в 13 веке эту практику использовали прагматичные европейцы - венецианцы. И ничего - прослыли гуманистами.

Упомянув ГУЛАГовские шарашки я естественно не призываю копировать опыт того времени. Я призываю всего-то к более рациональному походу к возможностям использования труда современных заключённых. В конце концов, тезис о благотворном влиянии труда на исправление человека ещё никто не опроверг.

Короче говоря, инициатива о привлечении заключенных управленцев в Коми к квалифицированному труду уже в понедельник уйдет в Госдуму и Федеральную службу исполнения наказаний".

По материалам ИА "Север-Медиа"

19 июля 2015

Общество