Брейк-данс над оркестровой ямой, 3D-декорации и звезды мировой сцены - раскрыты секреты "Сыктывкарса тулыс"-2021

XXXI международный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарская весна" имени народной артистки России Ии Бобраковой врывается в жизнь зрителей яркой кометой, которая надолго оставит след в сердцах театралов. 30 марта на пресс-конференции были раскрыты секреты "Сыктывкарса тулыс"-2021, который удивят даже искушенного зрителя. 

Ранее "Комиинформ" уже рассказывал, какие события ждут жителей и гостей Коми на фестивале с 10 по 30 апреля.

Как отметил на пресс-конференции директор театра Дмитрий Степанов, 31-й фестиваль будет отличаться от всех предыдущих лет. 

"Удивительный, пестрый, красочный, разнообразный. Огромное количество гостей. Масштабные постановки", - отметил Д.Степанов.

Все это возможно благодаря тому, что Сыктывкар стал центром притяжения театральной жизни всего мира - в Коми театры работают в таком масштабе, каких сегодня не знают за рубежом. Если будут ослаблены ограничения - фестиваль взорвет культурную жизнь региона. Потенциал для этого есть. 

Пока закрыты заграничные театры, звезды мировой сцены нашли время в своем графике приехать в Сыктывкар.

Премьеры

10 и 11 апреля зрители увидят оперетту "Фиалка Монмартра". Главный режиссер Илья Можайский на пресс-конференции шокировал журналистов. В жемчужине мирового опереточного репертуара зритель увидит брейк-данс. 

Этот спектакль возник на сыктывкарской сцене неслучайно. Это одна из величайших опер Кальмана и нетипичная. Как отметил режиссер, благодаря технической модернизации театр сегодня имеет возможность насыщать постановки множеством видеозарисовок. 

Спектакль будет очень современным, в том числе благодаря костюмам. Интерпретация спектакля направлена на молодежь. 

"Чтобы спектакль понравился зрителю, нужно учитывать современную жизнь, - отметил И.Можайский. - Естественно, мы искали современный ключ к спектаклю. Поэтому будет интересное оформление. Именно поэтому мы привлекли балетмейстера из Москвы Андрея Альшакова. Некоторые номера будут решаться в плане брейк-данса. Над спектаклем работает очень дружная команда. И это важно, потому что мы повезем постановку в Москву, а там очень требовательные критики и публика".

Как отметил главный дирижер театра Роман Денисов, нельзя не заметить, как поменяется сценическое пространство в "Фиалке Монмартра": "Ведь мы все отменяем, теперь оркестр будет на сцене".

Как оказалось, впервые оркестровую яму закроют, что позволит увеличить сценическое пространство. Артист будет выходить прямо к зрителю. Это интересно, так как современные театры сегодня выступают именно на таких сценах.

Отвечая на вопрос, не сталкивается ли театр с сопротивлением, создавая современный продукт, И.Можайский рассказал, что современное прочтение - действительно очень большая проблема. И часто она заканчивается тем, что в погоне за временным решением рушится музыкальная драматургия. 

"Я отношусь к тем режиссерам, которые очень бережно относится к музыкальному материалу. Обертка должна быть современной, а музыкальная основа должна оставаться. Язык должен быть современным, а драматургию необходимо сохранять. Это непросто. Сегодня модно стало переоркестровывать музыкальный материал. Это тоже не совсем правильно. Поэтому наш оркестр звучит очень современно, но оркестровка оригинальная и принадлежит Кальману".

Фото a-theatre.com

Еще одна грандиозная премьера - национальный балет "Яг Морт" - состоится 17 и 18 апреля. Как рассказал московский хореограф-постановщик Александр Рюнтю, впервые в постановке будут использованы мультимедийные декорации. С таким масштабом - в первые в России. Сегодня единственный спектакль, который полностью построен на таких декорациях, - это "Золушка", которая идет в Михайловском театре. 

"Мы сделаем ничуть не хуже, а, может, лучше. У нас над видеоконтентом трудится огромное количество людей. Это уже пятая редакция балета, и предыдущие версии очень полюбились публике. Естественно, они были хороши для своего времени, но сегодня в эпоху  Netflix и "Тик-тока" невозможно оставаться в 90-х. Те версии хороши для историков и театроведов, имеют художественную ценность, но сегодня в театре они идти не могут. Поэтому мы делаем современную и адаптивную редакцию, которая будет отличаться динамикой. Первый акт сложнее, чем "Дон Кихот" и "Баядерка". 

В первом акте будет очень много танцев. Интересно, что  в "Яг морте" можно будет увидеть всю историю танца: начиная от традиционного, пантомимы, народного театра, академического танца, классического балета до неоклассики и современного танца. 

И все это сделано за два месяца. Балет "Спартак", который послужил толчком для написания "Яг морта", ставили три года.

Как отметил Р.Денисов, в работе над балетом пришлось изучить практически артефакт - рукопись коми композитора Якова Перепелицы. 

"Огромное спасибо Национальному музею, который предоставил возможность поработать с рукописью, потому что для воссоздания музыкальной картины балета для нас это было очень важно. Там на полях и между строк есть авторские ремарки, которые показывают, что хотел на сцене увидеть Я.Перепелица, - рассказал Р.Денисов. - Интересно, что версия оркестра 1961 и 1976 года была рассчитана на то время. Но у нас современный оркестр, мы обязаны идти в ногу со временам. Поэтому у нас заканчивается работа над причесыванием разномастной оркестровки, которая сохранилась с прежних постановок, чтобы весь оркестр звучал в одном стиле и современно".

Оказывается, исследовательская работа - это не так просто: дирижеру пришлось читать копию второй версии рукописи Перепелицы с помощью зеркала. 

В коми культуру, фольклор, историю погрузился и приглашенный хореограф А.Рюнтю. Это все будет отражено в костюмах и хореографии. А.Рюнтю родился в Карелии, вырос на финно-угорской культуре и за 17,5 лет успел погрузиться в культуру татар и бурятов. Поэтому национальный балет - это его страсть. 

"У нас действительно сильно поменялось либретто, поменялся месседж спектакля. Полярность. Если раньше человек завоевывал тайгу и был покорителем леса, куда он пришел с топором, то сегодня все поменялось. Сегодня лес нуждается в защите. Мы видим, как горит Байкал, как вырубаются леса в Красноярском крае. У вас был Шиес. Мы понимаем, что есть проблемы, которые необходимо решать. Мы не можем оставаться в стороне. Зритель, который видел первые версии балета, может возмутиться, но я уверяю, что художественной ценности спектакль не потерял. Он стал более обширный, деликатный, более человечный. Дети, которые придут на этот спектакль, а о них я думаю в первую очередь, они поймут, что природу нужно защищать", - рассказал А.Рюнтю.

Что касается многослойности в культурологическом плане, то хореографу действительно пришлось изучить огромное количество фольклора. Он нашел множество интересных моментов, связанных именно с Коми. Например, танец женский с чипсанами - только в коми культуре существует такая традиция, когда женщины играют и танцуют. В России такого нет. 

В 1901 году на празднике "Луд" прошел последний хоровод невест, где девушек отправляли в свободную жизнь.

В балете будет очено много деталей, которые вернулись в национальный балет. Поэтому художник Юрий Самодуров придумал замечательные костюмы. 

В работе над балетом принял участие и художник Юрий Лисовский. Его работы будут анимированы. Кроме того, зритель увидит 3D переходы без очков. Такого в России еще не видели. 

14 апреля зрителей ждет концерт симфонической музыки (6+). В программе - произведения Феликса Мендельсона - увертюра "Сон в летнюю ночь", концерт для скрипки с оркестром, симфония №4 "Итальянская". Солировать будет скрипач Айлен Притчин (Москва). 15 апреля - вечер камерной вокальной музыки "Под сенью муз" (6+). Он будет проходить на площадке Национальной галереи Коми под руководством профессора Московской консерватории Елены Савельевой.

Что еще готовит "Сыктывкарса тулыс"

14 апреля зрители посетят концерт симфонической музыки, где услышат произведения Феликса Мендельсона, концерт для скрипки с оркестром, симфонию №4 "Итальянскую". Перед гостями фестиваля выступит скрипач Айлен Притчин из Москвы.

15 апреля пройдет вечер камерной вокальной музыки "Под сенью муз". Зрителей ждут на площадке Национальной галереи Коми, где они познакомятся с профессором Московской консерватории Еленой Савельевой.

21 апреля зрители познакомятся с арт-проектом "ТенорА 21 века". В Сыктывкар приедут солисты московских театров Максим Пастер, Георгий Фараджаев, Станислав Мостовой, Сергей Писарев. Они дадут концерт "Такая большая любовь" под управлением пианиста Дмитрия Сибирцева.

В тот же день Д.Сибирцев расскажет, как слушать и понимать оперу. 

24 и 28 апреля покажут "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха и "Тоска" Джакомо Пуччини. 

25 апреля в Сыктывкар наконец-то приедет один из лучших в мире Пермский театр оперы и балета. Переговоры велись давно, но только в этом году совпали возможности и желания двух театров. Вечер будет посвящен одноактным произведениям - "Шопениана", "Видение Розы", "Умирающий лебедь", "Половецкие пляски".

30 апреля фестиваль закроет традиционный гала-концерт. Это будет фейерверк имен и огромное число приглашенных артистов.

Фото из архива ИА "Комиинформ"

По материалам ИА "Комиинформ"

30 марта 2021

Культура