В Нацмузее модельер Алиса Толкачева открыла для себя мистику коми костюмов

Известная российская кутюрье свой визит в Сыктывкар начала с посещения экспозиции этнографического отдела Национального музея республики. Как призналась БНК Алиса Толкачева, в хранилище национальной культуры коми народа она поначалу растерялась, но после посещения музея открыла для себя мистику коми костюмов, пронесенную через века узорами и цветами.

Фото Юрия Кабанцева

Как рассказала БНК гостья Сыктывкара, она не так близко знакома с обычаями коми народа, хоть и родилась в Воркуте и имеет много родственников в республике. По признанию Алисы Толкачевой, до экскурсии она имела представление, что коми - это ханты и манси. Ее мать работала гидрогеологом на Крайнем Севере и часто пересекалась с народами-соседями, о чем рассказывала юной Алисе. Сегодняшняя экскурсия стала для нее своеобразным открытием. В отделе этнографии кутюрье Алису Толкачеву встретила директор Национального музея Коми Ирина Котылева. Подарком для гостьи стала книга - дневник российского художника и этнографа Василия Кандинского, в которой мифологии коми-зырян посвящена статья с фотографиями, написанная им во время путешествия по району Вычегды.

В Нацмузее Алиса Толкачева посетила экспозицию, в которой представлено формирование истории и традиций коми народа, от южных "людей леса" до северных охотников и оленеводов коми-ижемцев. Красной нитью через всю экскурсию проходили темы любви, семьи, и поиска своей второй половинки. На стендах были отражены быт и обряды коми народа, дополненные фольклором из уст гида.

Гостья обратила внимание на различия в цветах и фасонах национальных костюмов жителей разных районов коми и активно фотографировала их на телефон. Алису Толкачеву впечатлили рассказанные экскурсоводом легенды об охотнике Йиркапе, "банном духе" и "трех горшках".

- А шаманы у вас есть? - поинтересовалась экскурсантка, услышав, что шаманы традиционно обитали за Уралом, а в Коми присутствовали в основном колдуны и знахари.

Будучи модельером, Алиса Толкачева не осталась равнодушной к деревянным манекенам работы усть-куломского скульптора Владимира Рохина в композиции "Свадьба".

- Какая прелесть! Такого, я еще не видела! - впечатлилась гостья, изучая младенческие люльки 19-го века с литыми звездочками и погремушками из небольших косточек.

Затем Алиса Толкачева посетила коми баню с традиционной луковицей, оставленной на печке для ублажения духов, а также охотничью избу и коми дом "Полная чаша". Кульминацией экскурсии стало знакомство кутюрье с традициями коми рукоделия и вышивки. Узоры, цвета и формы изделий, которые гид назвала "высшей математикой за ткацким станком", повеяли на Алису Толкачеву настоящей мистикой, а костюмы - "картины, писаные на женщинах-манекенах" - практически не покидали объектив камеры ее телефона.

- Совершенно потрясающий цветной и колоритный рассказ. Раскрытие истории, традиций и культуры через такую большую любовь к каждому экспонату. Я прямо останавливалась и замирала, у меня были вопросы, но мне было даже жалко вас каким-то образом "сдергивать" с той трассы, на которой оказались. Я просто счастлива, что у меня была такая индивидуальная экскурсия. Спасибо! - поблагодарила экскурсовода Алиса Толкачева, после чего поделилась свежими впечатлениями с корреспондентом БНК.

- Я была впечатлена органично выстроенным пространством, ведь композиционная составляющая для любого места имеет большое значение. История рода выстроена логично и очень хорошо вплетена, а эти манекены с деревянными головами и разными эмоциями совершенно потрясающие. Эти разные композиционные группы так собраны по цветовому и эмоциональному состоянию, что дают возможность в душе проследить все этапы развития. В этом есть грусть, радость, сопереживание, практически весь спектр эмоций. И когда ты в музее проживаешь такой цикл - это некая форма понимания и твоей жизни в том числе, - рассказала БНК Алиса Толкачева.

По ее словам, одежда и стиль, которые очень естественно вплетены климат и сложившиеся традиции стали для нее настоящим открытием.

- Я не ожидала увидеть такой большой спектр, палитру и формы дизайна, если так можно сказать о народном костюме. Я даже в какой-то степени растерялась, а когда пошла вышивка, костюмы, головные уборы и другие детали, связанные с легендами, для меня это особая мистика. Я поняла, что мне надо просить лесных духов разрешить мне к этому прикоснуться и попробовать рассказать об этом современным языком для современных поколений. Насколько важными составляющими являются цвета, формы, сочетания и образы, которые эти костюмы несут через века, - отметила модельер.

По материалам ИА "Север-Медиа"

23 июля 2015

Общество