В условиях эмбарго: Как мы прожили год под действием антисанкций

Агентство БНК совместно с газетой "Республика" сегодня цикл материалов посвятили тому, как мы год жили в условиях антисанкций. 6 августа 2014 года президент России Владимир Путин подписал Указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", в котором был определен перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию страны из США, Евросоюза, Австралии, Канады и Норвегии. Действия российского правительства стали ответом на санкции, инициированные Соединенными Штатами по отношению к России в середине марта 2014 года в целях ее изоляции от мирового сообщества. Как все начиналось?

Фото Николая Антоновского

В немилость к американскому руководству наша страна угодила в связи с вооруженным конфликтом на Украине, непосредственное участие в котором Штаты инкриминировали России, и признанием результатов референдума за присоединение Крыма к РФ.

"Жертвами" санкций стали более 150 человек: чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты лишились возможности выезда в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и страны Евросоюза, а их имущество и счета на территории этих государств были арестованы. Крупнейшим российским банкам - "Сбербанку", ВТБ, "Внешэкономбанку", "Россельхозбанку" и "Газпромбанку" - были запрещены транз-акции и выдача долгосрочных кредитов. Западные компании перестали поставлять оборудование и технологии для разведки и добычи нефти, ограничения коснулись экспорта и импорта продукции оборонной промышленности.

- Многие из попавших под санкции предприятий работают на территории республики, банки, потерявшие постоянную кредитную линию, перестали осуществлять поддержку региона своими кредитно-финансовыми инструментами, то есть займами и программами кредитования. Ограничение на импорт конкретных технологий и товаров, с одной стороны, стимулировало разработку оте-

чественных предложений, с другой — материалы для них значительно подорожали. Если, например, оборудование для лабораторий университета могло обойтись нам в миллион рублей еще в декабре прошлого года, то сейчас оно стоит восемь миллионов, микроскоп, стоивший 10 тысяч, теперь продают за 200, - рассказала о влиянии санкций на экономику республики кандидат экономических наук Наталья Михальченкова.

Список стран, наравне с США и ЕС поддерживающих санкции против России, постоянно увеличивается. В течение года к ним присоединились Канада, Австралия, Исландия, Новая Зеландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария, Албания, Черногория, Косово.

Российское продовольственное эмбарго — запрет на импорт мяса, рыбы, овощей, фруктов, орехов и безлактозной молочной продукции из стран, которые ввели санкции против Российской Федерации, - объявленное 6 августа прошлого года, выступило в роли контрсанкций. От ответных действий России в первую очередь пострадали европейские фермеры, значительная часть продукции которых была рассчитана на русского потребителя.

Несмотря на то что санкционных продуктов на российских прилавках давно быть не должно, польские яблоки и норвежская семга не исчезли из продовольственной корзины россиян — поставка некоторых продуктов стала осуществляться не напрямую, а через страны-посредники. На днях правительство России приняло решение бороться с контрабандой радикально, утилизируя ее прямо на границе. Проверки Роскомнадзора должны будут выявлять запрещенный товар уже непосредственно в магазинах.

В течение дня БНК и "Республика" в рамках совместного проекта "Как мы прожили год" будут представлять вам материалы и мнения на эту тему.

По материалам ИА "Север-Медиа"

6 августа 2015

Общество