Биеннале "Новое открытие Севера" показала, как Коми вдохновляет художников

В рамках церемонии закрытия первой Коми биеннале "Новое открытие Севера" в Национальной галерее РК экскурсию провел ее президент, книжный издатель, коллекционер произведений современного искусства и кинопродюсер Пьер Кристиан Броше.

Уже на входе в Национальную галерею гостей ждала скульптура одного из художников - нагромождение картинок и образов из интернета. Как подчеркнули гости, скульптура выглядит крайне неестественно, что очень бросается в глаза. Впрочем, именно такой реакции ожидал автор.

Экскурсия началась с зала, где были представлены работы творцов Андрея Кузькина, Ивана Грошкова и Тимофея Парщикова.

"Размышляя о биеннале в Коми и представляя себе здешний контекст, мне казалось, что всё что угодно, помещённое в эту природную культурную среду будет выглядеть инородно и неуместно. В итоге было решено сделать надувную скульптуру, основанную на найденных интернет-картинках и образах, отсылающих к цифровой реальности", рассказывал сам Иван Горшков.

Идеальными фотографиями, по мнению автора, были те, где казалось, что сам ландшафт вокруг скульптуры был прифотошоплен, несмотря на то, что все фотографии делались с натуры.

Как объяснил Пьер Броше, каждый из художников подготовился к экспедиции. И Иван рассказывал, что видел молодых ненцев в народных костюмах с телефонами и смотрящими ТикТок, что так же создавало необходимый контраст.

Следующие экспонаты были созданы Андреем Куьминым. Как сам автор говорил о своих произведениях, "Тема инсталляции - бренность и временность тела человека и желание художника вырваться из реального мира в вымышленное и прекрасное пространство, которое он создаёт сам.

Далее Пьер показал творения Тимофея Парщикова.

"С помощью двойных экспозиций я хотел передать неопределённость будущего Воркуты и её городов-сателитов, чьё будущее, как это бывает с моногородами, зависит далеко не только от горожан", - так Т.Парщиков охарактеризовал свою работу.

В следующем зале были представлены работы Татьяны Ахметгалиевой, Александра Сухарёва и Владислава Кулькова.

Первыми зрители увидели работы Ахметгалиевой.

"Эта серия акварельных работ, написанная по мотивам путешествия на север. История о хрупкости, нестабильности, о моменте перехода и распада, о шаткости и неуверенности нашего мира, нас самих, наших домов, городов, планеты, нашей памяти", - отметила художница.

Следующие экспонаты были созданы Александрой Сухаревой.

"По сути, это суровые знаки предельной монотонности мира и отброшенных желаний, того состояния, в котором слышно, как гудит другой, тихий мир", - сказала А.Сухарева.

Работа Владислава Кулькова вдохновлялся коми поэзией М.А. Елькина. Он испытывал трудности в написании работы, но потом "вывел их в теле своей работы, как раз там, где восходит солнце, озаряющее углы деревенской архитектуры, просевшей под гнётом времён и снегов".

Выставка уникальна тем, что её создатели ездили в Коми исключительно за свой счёт. Как пояснил Броше, "мы просто не могли себе позволить приглашать всех, нам бы не хватило средств". Поэтому Эдгар Сарин, Матео Ревилло и Аполлинария Брошь в рамках специального проекта la Mediterranee (Париж) вместе три раза посещали республику, и в качестве символа накопленных знаний они всегда приносят на выставку белый куб.

Эдгар Сарин ставил целью смешать античный канон с коми традицией обработки дерева: "Этот опыт изменил мою работу, поскольку здесь я научился собирать хаотичные элементы в четкие линии".

Аполлинария Брошь рассказывала об уникальности Коми, что здесь "очень тонкий исторический слой", под ногами буквально в десятке сантиметров под землёй может лежать реликвия возрастом в тысячи лет, в то время как в некоторых других странах и на 10 метровой глубине порой сложно, что то найти из старины.

В ходе своих экспедиций Матео Ревилло взял немного воска для работы, и Броше тогда ему рассказал, что главной статьёй экспорта из России в 17-ом веке был канат и воск, а сегодня главный предмет экспорта - это нефть. Как сказал Пьер "Странным образом и нефть и воск несут свет". Именно эти материалы легли в основу произведений Матео.

Проходя по украшенным залам музея, экскурсия переместилась на второй этаж, где на парадной были представлены работы художников.

После экскурсия переместилась в зал, где разместились работы Алисы Грошениной и Устины Яковлевой.

Работы Устины тесно связаны с её семьёй.

"Мои предки по маминой линии происходят из села Усть-Цильма. Однажды мама попросила бабушку связать гетры с узорами, традиционные, но мужские (на них больше узоров, они выше). Бабушка отошла от канона и сделала их удобнее, по другой выкройке. Традиция и стала соответствовать новому времени, но не исчезла". Её картины представляют детализированную вышивку, слушатели отметили, что если не подходить к картинам близко создаётся ощущение, что картины написаны краской, а не вышиты бисером.

Творчество Алисы Грошениной построено на её убеждениях "Как умирают океаны и рождаются горы - это псевдонаучный проект, в котором очень много различных фантазий. Я помню, как забралась на вершину шихана Торатау и обнаружила под ногами множество отпечатков морских существ и окаменелых кораллов". Она рассказывала, как пыталась представить какими были эти края миллионы лет назад, как она ходила по морскому дну, что в наше время является лесами и вершинами гор.

Заходя в следующий зал, отчётливо стал слышан записанный звук шагов по полю. Зал был заставлен пенопластовыми прямоугольниками, на которых были изображены снимки экрана телефона, в разных местах и отрезках времени, некоторые из них валялись на земле. За ними располагались картины и статуи советской эпохи, в том числе и портрет Сталина высотой более двух метров.

Данная композиция, со слов автора Игоря Самолёта, "Это попытка реконструировать историческую память, память о политических репрессий Речлага в 1937 году".

Одним из элементов композиции являлись фотографии крестов забытого кладбища, что находился в нескольких сотнях метров от поселения: "люди забыли о нём, стараются забыть. Не проговаривание вновь и вновь будет возвращать нас в прошлое". Прямоугольники, что валялись на земле и символизировали забытые воспоминания.

Кристиан Броше добавил от себя дополнительный символизм данной работе, в частности идей идеалов и икон. Дело в том, что в этом же помещении до выставки некоторое время размещались христианские иконы. Таким образом прослеживается смена поколений и того, во что они верили: на смену иконам святых пришли "иконы" вождей, а на их место пришли иконки телефонов.

Заключительный этап экскурсии прошёл с представления работы Ганны Зубковой. Как рассказывала художница о своей поездке, они наблюдали в Воркуте явление ложного солнца, когда закат не происходит, и сразу же начинается восход, что отразилось на работе художницы. "Я обращаюсь к теме границ и такому типу мышления, как турист-исследователь - фигура фантазма, об их преодолении и форме знаний, которая создаёт место любительски, через череду заблуждений, обнаруженных при реконструкции взгляда по направлению на север.

Как потом рассказывал К.Броше, Ганна поделилась с ним впечатлениями о Воркуте, она воспринимает эти края как "Северные Помпеи", место в её понимании помогло выиграть Великую Отечественную войну, и в которой будто случилась страшная трагедия, от которой остались одни руины.

В качестве одного из экспонатов она привезла куски фрески, найденной в одном из разрушенных домов, как это делают археологи при раскопке древних городов.

"Представленные работы демонстрируют то, как может Коми край вдохновить различных художников. И кто знает, сколько ещё произведений мы увидим в будущем", - поделился своими мыслями один из участников экскурсии.

Фото Алексея Сотникова

По материалам ИА "Комиинформ"

9 октября 2021

Культура