18 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Уже неделю в Финно-угорском этнопарке не смолкает скрежет болгарок и стук молотков - десять скульпторов из Норвегии, Вернгрии, Санкт-Петербурга, Удмуртии и Коми воплощают свои замыслы на VII Международном симпозиуме по скульптуре "Финно-угорский мир. Память". Десять мастеров объединяет непременное сотворчество с материалом - камнем, который, как живое существо, подсказывает или наоборот - мешает автору осуществлять свою задумку.
Фото Кирилла Затрутина
Как рассказала руководитель проекта, заведующая отделом музейно-исследовательской работы Национальной галереи республики Ольга Орлова, организаторы мечтали провести скульптурный симпозиум в этнопарке уже три года, однако собрать мастеров в Ыбе удалось только в этом году. Тем не менее, результат работы прошлых симпозиумов - 12 скульптур уже поселились на территории этнопарка.
- Это место оправдывает себя - недельная работа скульпторов здесь говорит о том, что это идеальное место для проведения скульптурного симпозиума не только по условиям проживания, а самое главное - по ландшафту и энергетике. Именно садово-парковая, ландшафтная скульптура сюда вписывается органично, - заметила Ольга Орлова, добавив, что обитая в таком формате, скульпторы имеют возможность "общаться" со своими камнями в любое время - и на закате, и ранним утром, что позволяет им лучше понять материал, который проявляет свой непростой характер.
Булыжники из мраморизированного доломита привезли в Ыб из Усть-Куломского района. Структура камня - не однородная масса, как у гранита - классического материала для скульптур, а слоистая. Это природный камень, который долго находился в лесу. Один из камней, доставшийся удмуртскому скульптору Виталию Окуню, долгое время лежал на дне водоема.
- Камни очень коварные. Они красивые, но, как и всякая красота - преподносят сюрпризы. Это и провоцирует скульпторов на творчество. Конечно, все они все приехали с эскизами, но сам камень диктует тему, как с ним обращаться. Это своеобразное природотворчество, - дала название процессу руководитель проекта.
Каждый из десяти скульпторов по-своему осмысляет понятие "памяти": для кого-то она коллективная, народная, для кого-то индивидуальная, в образе птицы, медведя или абстракции.
Стили мастеров также различны - от классических форм до современных.
Гость из Норвегии, художник и доктор философских наук Скотт Тое, который уже не раз бывал в Сыктывкаре, общался со студентами СыктГУ им. Питирима Сорокина и даже привозил в Национальный музей выставку своих картин, совместной работе с русскими коллегами очень рад. По его мнению, художник не должен концентрироваться на собственном эго.
- Прежде я приезжал сюда преподавать в университете, как профессор. Теперь я художник и это моя главная профессия. Кроме того, это хорошая возможность работать с русскими художниками, очень симпатичными людьми. Они очень отважные, веселые и светлые. Художники обычно работают совсем одни, здесь же наоборот - очень здоровая ситуация, потому что художники слишком часто бывают эгоистами, а нашим опытом и нашими знаниями надо делиться, - рассудил норвежец.
Скотт Тое известен как художник крупных форм - в Норвегии он занимается росписью и оформлением фасадов зданий, за скульптуру же, а особенно камень - берется редко.
- Работать сложно, камень очень крепкий, но мне это нравится, я люблю трудную работу, - на неплохом русском поделился впечатлениями иностранный гость.
Художник признался, что сначала в своем камне он увидел карту России, но потом понял, что будущая скульптура - это эмбрион, и нашел этому очень глубокое объяснение.
- Эмбрион - это начало жизни. Мы всегда знаем, что есть сначала, а что будет потом - не знает никто. Всегда получается сюрприз. Когда рождается маленький ребенок, никто не знает, кем он будет - художником, инженером. Но все люди похожи в своем начале - даже Гитлер был таким же, как Пушкин, - разъяснил свою концепцию доктор философских наук.
Уроженец Калмыкии, ныне живущий в Сыктывкаре, Макта Дораев трудится над составной абстрактной композицией из трех небольших частей, поэтому у его рабочего места высятся горы из раздробленного камня.
- Камень ведет себя по-своему и диктует свои условия, поэтому необходимо обязательно присматриваться, тем более тогда, когда ты делаешь из большого камня более мелкую, детальную композицию. Камень я выбирал по цвету и фактуре, но все равно немного промахнулся, потому что оказался слоистый. Когда работаешь, откалывается где-то как надо, а где-то нет - идет слоями. Потом уже начинаешь видеть общую конструкцию исходя из того, как камень себя ведет. Я двигаюсь в том направлении, в котором движет меня сам материал. Это в целом то, что я хотел бы видеть, но размеры, направления задает камень. Он очень твердый в этом хорош, но слоистый, поэтому приходится под него подстраиваться, - рассказал о своей работе скульптор.
Ученик известного коми скульптора Владимира Рохина Дмитрий Демьянов соотнес образ памяти с тотемным изображением медведя.
- Это будет что-то вроде тотема или родового знака. Тема памяти ассоциировалась у меня именно с тотемом. Здесь мы попытаемся изобразить медведя, возможно, будут солярные знаки, чтобы все было связано с финно-угорским миром, - объяснил свою задумку мастер.
Художник Анжела Разманова взялась за более пластичный материал, подходящий для женских рук - металлическую сетку.
- Я делаю летучее существо. Оно будет стоять или лететь над камнем. Это будет ангел - меня же зовут Анжела, значит, буду делать ангела. Хотя может быть, это получится какой-нибудь человек дождя, - перелистывая блокнот с эскизами, рассказала она, добавив, что уже выбрала идеальное место для своей скульптуры - женский монастырь.
Работать скульпторам предстоит еще неделю - 19 августа готовые скульптуры должны встать на постаменты, чтобы их смог оценить экспертный совет, состоящий из профессиональных искусствоведов, представителей галереи и этнопарка.
По материалам ИА "Север-Медиа"
12 августа 2015