Алексей Осташов: "С введением уголовной ответственности количество пьяных водителей начало сокращаться"

С 1 июля в России введена уголовная ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения. Тем не менее, пьяных водителей столь серьезные меры не пугают. Судя по данным статистики, за полтора месяца в Коми за подобное нарушение возбуждено 96 уголовных дел. По словам заместителя начальника республиканского УГИБДД Алексея Осташова, это достаточно много, но с введением уголовной ответственности число пьяных водителей начало сокращаться. Об основных новеллах законодательства, вступивших в силу с 1 июля, Алексей Осташов рассказал сегодня на встрече с журналистами региональных СМИ.

Фото Николая Антоновского

Первая и, пожалуй, самая важная новелла - это введение уголовной ответственности за повторную езду в пьяном виде. На сегодня в Коми выявлено 139 фактов с признаками состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. По этим материалам возбуждено 96 уголовных дел, из них 18 уже направлены в суд. Есть и первый приговор: в Сосногорском районе водителя за повторную езду в состоянии опьянения суд приговорил к 200 часам обязательных работ и лишению прав на три года.

- То наказание, которое назначили, скажем так, нас не совсем обнадеживает в плане профилактической составляющей. Наказание по уголовному делу незначительно отличается от наказаний по административным делам. Посмотрим, как дальше будет складываться судебная практика. Нам хотелось бы, чтобы наказание было более суровым, - прокомментировал Алексей Осташов.

По словам Осташова, подобная судебная практика сложилась и в других субъектах. К примеру, в Новосибирске, где суд назначил нарушителю 200 часов обязательных работ и лишение прав на три года. При этом не приходится рассчитывать, что суд назначит реальный срок наказания. Как пояснил Осташов, указанный вид преступления квалифицируется как небольшой тяжести. В этом случае проблема заключается еще и в том, что большей частью уголовного кодекса по преступлениям небольшой тяжести не предусмотрен рецидив. То есть число подобных нарушений может быть сколько угодно.

- Сейчас рассматриваются различные варианты внесения изменений в законодательство, в том числе после резонансных происшествий с участием автобусов, которые произошли в Российской Федерации. Правительство разрабатывает законопроект, чтобы ввести конфискацию транспортных средств у пьяных водителей. На сегодняшний день она не предусмотрена. Причем независимо от того, кому принадлежит машина. Если источник повышенной опасности оказался в руках пьяного водителя, то государство планирует осуществлять конфискацию. Как это будет работать на практике и согласует ли данный законопроект госдума, покажет осенняя сессия, - продолжил Осташов.

Тем не менее, с введением уголовной ответственности количество пьяных водителей начало сокращаться. Как заметил Алексей Осташов, спад небольшой, примерно на 10-15 процентов. Так, буквально за прошедшие сутки в регионе произошло одно ДТП с участием пьяного водителя, по еще двум происшествиям ведомство ждет заключения врачей. Водителей не удалось освидетельствовать на месте, их госпитализировали, но первоначальные признаки опьянения имелись.

Как предположил Осташов, либо люди не осознали, что теперь за повторную пьяную езду предусмотрена уголовная ответственность, либо не боятся наказания, либо судебная практика еще не так обширна.

- Любая норма закона начинает работать примерно через год, - резюмировал Осташов по этой новелле, положительный эффект от введения которой госавтоинспекция надеется получить к лету следующего года.

Изменения претерпела и статья административного кодекса, касающаяся задержания транспортных средств. Это: в случае, если причина задержания транспортного средства была устранена на месте, оно будет возвращено владельцу. По мнению Осташова, норма была введена больше для Москвы, где и возникали проблемы при ее исполнении.

- Причина простая. Если на всей территории РФ право задержания было предоставлено только сотрудникам ГИБДД, в Москве это отдали в коммерческие предприятия. Цель коммерческого предприятия - заработать как можно больше денег, как можно больше машин увезти на штрафстоянку, - отметил Алексей Осташов, упомянув про эвакуацию в Москве машины вместе с детьми. - На территории республики эта норма на изменение работы сотрудников ГИБДД не повлияла.

В этом случае эвакуаторщики терпят убытки. При устранении причины задержания на месте вызов оказывается ложным. Таковых эвакуаторщики фиксируют порядка 25-30 процентов.

Другой момент - эвакуировать автомобиль теперь можно только при наличии под запрещающими знаками таблички "Работает эвакуатор". Но эта норма, как продолжил Осташов, больше для собственников автодорог, которые должны при выставлении знака повесить и табличку. Если ее нет, сотрудник ГИБДД машину не эвакуирует, но водителя к ответственности привлекает, в том числе в автоматическом режиме.

- Новелла никоим образом не коснулась эвакуации транспортных средств с пешеходных дорожек, тротуаров, с автобусных остановок, если транспортное средство мешает движению, - продолжил Осташов.

Третий пункт изменений - использование светоотражающих элементов в одежде при движении вне населенного пункта. Работа в этом направлении идет без возникновения каких-либо проблем.

Четвертое - движение крупногабаритного и тяжеловесного транспортного средства.

- Статья кардинально не изменилась, она стала более подробной и дифференцировала ответственность перевозчиков, - констатировал Осташов.

Ответственность для них предусмотрена в зависимости от тяжести нарушений. Кроме того, привлекаться по статье теперь могут и индивидуальные предприниматели так же, как и юрлица. Это предусматривает для "ипэшников" более серьезные штрафные санкции. В том числе появилась ответственность грузоотправителя за перегруз, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, и другое.

Сложность у инспекторов вызывает документация подобных нарушений. Чтобы выявить перегруз или негабарит, нужны либо весы, либо специальные средства измерения. То есть в арсенале инспекторов должна быть сертифицированная рулетка, внесенная в реестр средств измерений. Это, во-первых, дорого, во-вторых, количество измерительных приборов, включенных в реестр, ограничено.

- Как показывает практика, именно транспортные средства индивидуальных предпринимателей более склонны к нарушениям правил дорожного движения. Здесь очень хороший рычаг - задержание транспортного средства, - заметил Алексей Осташов.

Возможно, в ближайшее время в Сыктывкаре появится штрафстоянка для большегрузных машин. По словам Осташова, в столице есть юридическое лицо, которое имеет эвакуатор для тяжеловесных машин. Например, при выявлении перегруза машину поместят на штрафстоянку до устранения причины. Пока лишний груз предприниматель не уберет, движение для техники будет закрыто.

- Это самая эффективная мера, - подытожил Осташов.

По материалам ИА "Север-Медиа"

17 августа 2015

Право