18 ноября 2024 г.
дата обновления БД
9708
компании в базе
46791 посетителей
за октябрь
16+
Подходит к концу вторая неделя VII Международного симпозиума по скульптуре "Финно-угорский мир. Память" в Финно-угорском этнопарке. Десять скульпторов ищут общий язык с самым неподатливым материалом - камнем, который в силу своих природных свойств коварен и устраивает сюрпризы тем, кто не хочет к нему прислушиваться. Несмотря на все сложности, вдоль аллеи этнопарка появились рыба, мамонт, медведь, ястреб и несколько женских образов. В ближайшие дни работы оценит комиссия. Итоги симпозиума подведут 22 августа в День республики.
Фото БНК
VII Международный скульптурный симпозиум стартовал 5 августа. В этнопарке художники выбрали себе для работы камни, привезенные из Усть-Куломского района. Как рассказала руководитель проекта Ольга Орлова, участников пленэра в этом году всего десять - из Норвегии, Венгрии, Санкт-Петербурга, Удмуртии и Коми. К выбору материала все подходили очень серьезно - кто-то сразу увидел "свой" булыжник, кто-то долго ходил кругами и выбирал наиболее подходящий под идею. Так, художник Сергей Разманов признался, что, как только увидел камень, сразу же понял, что получиться из него должна именно птица.
- Скульптура называется Варыш, что в переводе с коми языка означает ястреб или сокол. Упоминание о нем есть в гимне республики Коми. Также в своей скульптуре я попытался изобразить упоминание о пермском зверином стиле. На этих землях раньше находили бронзовые предметы - обереги с изображением птиц с раскрытыми крыльями и человеческим ликом. В своем камне я сразу увидел птицу, а когда мы его сюда положили, в небе над нами стали летать две большие птицы. Это был знак, - поделился творческими изысканиями и их магическим одобрением художник, ранее в серьезных формах с камнем не работавший. Венгерский скульптор Тамаш Эрдэи рассказал, что его вдохновила фотография венгерской девочки в коми национальном костюме, поэтому он решил изобразить в камне молодое девичье лицо, обрамленное платком - атрибутом взрослой женщины. Таким образом художник, в своем творчестве всегда очень внимательно относящийся к человеческим лицам, передает преемственность поколений и традиций.
- Здесь очень важен атрибут - платок, который является деталью одежды взрослой женщины, и юное лицо девушки. Это создает некую связь поколений, связь традиций. Та девочка, которую я увидел на фотографии, была венгерской, но ее лицо было очень похожим на те лица, которые я увидел здесь, - пояснил представитель финно-угорского народа Европы. - Древние традиции коми и венгров тоже схожи, подтверждение этому мы нашли в этнографическом музее - много общего в культуре, традициях и даже во внутреннем убранстве национальной избы. Мы много слышали о гостеприимстве русских и коми, но, ощутив его, мы были удивлены тем, насколько оно велико. Гость из Удмуртии Виталий Окунь уже практически завершил свою скульптуру, хотя и признается, что местами ее можно было бы еще отшлифовать. Окуню достался самый интересный камень, долгое время пролежавший на дне озера и поэтому имеющий особый рельеф, в котором скульптор разглядел сразу трех животных: рыбу, мамонтенка и птицу.
- Можно сказать, что Окунь сделал окуня. Я видел по телевизору, что глубоководные океанические окуни - огромные, весят по несколько тонн, вот и этот получился у меня доисторический, - мастер указал на одну сторону камня. - Вот здесь у меня маленький мамонтенок без бивня, потому что бивень бы помешал птице на противоположной стороне. Вообще, очень важен сам процесс общения с камнем - что-то я подрезал, что-то оставил. Это все настолько красиво, зачем я буду портить то, что и так красиво сделала природа?
С собой из Ижевска Виталий Окунь привез кусочки смальты, чтобы декорировать ею своих зверей. - Я думал, что использую больше, но навязчиво нельзя - оставлю в нескольких местах - заметил он, закладывая зеленые кусочки мозаики в рыбий глаз. Самый опытный скульптор из Санкт-Петербурга Юрий Шилов рассказал, что пришлось очень постараться, чтобы сохранить объем камня, тем более мраморизированный доломит всем скульпторам достался "некондиционный" или "взрывной", то есть не напиленный ровными формами, из которых можно смело вырезать разработанный эскиз. Гость из северной столицы три дня провел в замешательстве - как ему воплотить свою идею - женский образ, но потом прислушался к материалу и вступил с ним в диалог.
- Камень весь в трещинах, у него нет как такового слоя, это "взрывной" камень. Пришлось постараться, чтобы сохранить его объем, ведь очень важно сделать не маленькую работу, а сохранить камень, его природу. Я убирал только лишнее, чтобы показать руку, голову, волосы и за счет этого сохранил камень. Этот камень диктует свои условия, и их надо слушать. Он говорит, что надо делать меньше. Многие из-за этого пострадали и даже подклеивают что-то на эпоксидку. А скульптура не должна быть клееная. Я трещины не подклеиваю - они должны передавать физиологию камня, его древность, как он лежал где-то под дождями и снегами. Сохранить и вписаться в эти трещины - большое дело, - обобщил работу скульптора Юрий Шилов, добавив, что в свои 77 лет на скульптурных симпозиумах он бывает самым старшим по возрасту, но никогда никому не отказывает в совете или даже в помощи, несмотря на тяжесть работы с камнем.
Подводя итог, куратор проекта Ольга Орлова подчеркнула, что пленэрная работа от художников и скульпторов всегда требует очень большой концентрации и сильно утомляет.
- Работа в мастерской - это одно, а пленэрная работа - совершенно другое. Для этого нужна колоссальная концентрация - за две недели очень сложно сделать ту работу, которая обычно делается в мастерской. У нас нет такой роскошной возможности, чтобы они работали месяц, хотя, если бы участники симпозиума работали месяц в таком режиме, они бы сошли с ума, - в шутку заметила она, добавив, что бывали случаи, когда профессиональные скульпторы не выдерживали ритма и не заканчивали своих работ. Как правило, одна работа с симпозиума всегда остается незавершенной. - То, как человек работает с камнем, удается ли ему вступить с ним в диалог, зависит от внутреннего мира художника. Очень важно, чтобы он понимал, что камень живой и шел вслед за ним, - заключила она.
По материалам ИА "Север-Медиа"
19 августа 2015