В Национальной галерее сыктывкарцы расследовали кражу, убийство и похищение

В субботу сыктывкарцы и гости столицы окунулись в атмосферу меланхолии и черно-белую реальность. В саду скульптур Национальной галереи республики прошел фестиваль "Темные аллеи", посвященный стилю нуар. Ограничиваться лишь визуальной частью организаторы не стали и предоставили гостям возможность на себе испытать все прелести жанра - расследовать несколько запутанных преступлений.

Фото Сергея Паршукова

Погода гостей и участников фестиваля не баловала, а вот организаторам холодный вечер пришёлся как раз кстати, осенняя прохлада и надвигающиеся сумерки отлично вписывались в стилистику нуара. Картину дополняли инсталляции с говорящими названиями "Призрачные окна", "Ночные голоса", "Падший ангел", "Загляни в себя...", "Ловец снов", "Трон жёлтого короля", красовавшиеся в разных уголках сада скульптур, а также небольшая фотовыставка "Синдром запоминания" с работами фотографов из Сыктывкара и Санкт-Петербурга. Экспозицию разместили на одной из стен галереи. Минималистичное оформление - фотографии приклеили прямо на фасад здания - и сюрреалистичные чёрно-белые образы публике пришлись по вкусу, и возле фотостены периодически скапливались вновь прибывшие гости. У особо впечатлительных личностей увиденное даже вызвало определённые аллюзии.

- Отличные снимки, красиво снято, но уж больно мрачно. Посмотрела немного, и настроение испортилось, прямо "стена плача" какая-то, - поделилась впечатлениями с подругой девушка в тёмно-синем пальто с алой помадой на губах.

Для людей более стойких и не лишённых жажды знаний организаторы подготовили полное погружение в меланхоличную эстетику нуара. В здании галереи все желающие могли прослушать лекцию преподавателя сыктывкарского университета, кандидата наук Николая Вокуева о стиле нуар в кинематографе. Интерес к теме у публики был настолько велик, что вместить всех желающих аудитория, разместившаяся в одном из залов галереи, не смогла. В своём рассказе лектор сделал упор на социально-культурные причины возникновения нуара, а также на визуальные особенности стиля: запутанность сюжета, преобладание ночных или намеренно затемнённых сцен и особое освещение, при котором актёр практически не выделяется среди обстановки или полностью помещается в тень, что подчёркивает полное погружение персонажей в атмосферу уныния и безысходности.

- Нуар - это чисто американский стиль кино. Великая депрессия в тридцатые годы прошлого столетия и Вторая мировая война погрузили послевоенное американское общество в атмосферу отчаяния, разочарованности и безысходности. На этой социальной почве и возникли фильмы нуар, - рассказал о предпосылках возникновения стиля лектор.

Несмотря на то, что фильмы нуар - явление сугубо американское, в общее употребление термин "нуар" вошёл с подачи французов. После окончания Второй мировой войны во Франции показывали много американских чёрно-белых фильмов, и критик Нино Франк ввел в обиход выражение "film noir", что в переводе с французского означает "чёрный фильм", которое он позаимствовал из книжной серии Марселя Дуамеля "Serie noire". Американцы же этот термин стали использовать лишь три десятилетия спустя, примерно в середине 1970-х годов.

После теоретической части все желающие могли закрепить полученные знания и посмотреть несколько фильмов нуар: "Дочь ужаса", "Леди из Шанхая" и "Целуй меня насмерть". И если две последние картины являются образцами классики нуара, то стилизованный под немое кино фильм "Дочь ужаса" режиссёра Джона Паркера, сочетающего в себе элементы нуар, триллера и фильма ужасов, по вкусу пришёлся не всем зрителям, и в результате к концу фильма в зале появилось довольно много свободных мест.

Действие, которое разворчалось на улице, не лишено было сюжетных перипетий в лучших традициях "чёрных фильмов". Люди в длинных чёрных балахонах и белых картонных масках передавали участникам детективного квеста, опознать которых можно было белому квадрату, закреплённому на груди, записки с подсказками, благодаря которым новоиспечённые сыщики могли раскрыть несколько преступлений: убийство, кражу и похищение. Под меланхоличные мелодии групп "Один на кухне", "Оприход" и DJ KUBUK участники плутали по саду скульптур в поисках криминальных разгадок.

Не забыли организаторы "Тёмных аллей" и о любителях более спокойного отдыха. Для всех гостей фестиваля работали бесплатные экскурсии по выставке "Великие классики 20 века: Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский".

По материалам ИА "Север-Медиа"

30 августа 2015

Культура